Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

Мишель Фуко

  • Аватар пользователя
    Аноним9 октября 2018 г.

    О царях и людях

    До этой книги, при упоминании Мишеля Фуко в голове всегда возникал образ такого заумного философа-культуролога и, заодно, почему, вспоминалось, что в его четырехбуквенной (если брать написание на русском языке) фамилии на самом деле, в оригинале, целых восемь букв. Что-то сродни ощущению «Ах, вот он каков! А он не так-то прост!». После прочтения книги «Надзирать и наказывать» к его образу добавится динамичный образ долгого и мучительного, как для коней, так и для палача, четвертования неудавшегося цареубийцы. Месье Фуко становился всё более великим и ужасным. Тем временем, книга оказалась прелюбопытнейшей. Главное, не читать ее во время обеда.

    В своей книге, автор внимательно рассказывает нам историю изменений формы наказаний за всевозможные преступления – отталкиваясь, понятное дело, прежде всего от французской истории (это важно иметь в виду и, встречая слово «Революция», помнить, что «нееет, не наша это октябрьская революция, а их, июльско-ноябрьская»).

    Постепенно Фуко раскрывает, как только благодаря переходу от централизованной монархии, когда подразумевалось, что преступление совершается «против самого Короля» и наказание должно было быть ярким и назидательным, к демократии наказание стало более гуманным и не публичным. Несколько столетий подряд признание вины самим преступником было единственным весомым аргументом для почти единственной формы наказания - казни, поэтому изощренные пытки стали той одной возможностью вину доказать. А поскольку все суды были тайными и скрытыми от глаз публики, именно казнь и «покаяние в глазах» (и в предсмертной речи) подсудимого могли служить доказательством справедливости вердикта.

    При переходе к демократии, для государства как органа власти стало важно не проявлять жёсткость и наказывать, а контролировать и предупреждать. Именно поэтому, появилась необходимость удерживать свершивших преступление, надзирать за ними в исправительных заведениях, вводить все более регламентированные порядки, пытаться переделать, воспитать, дисциплинировать.

    Мне особенно запала в душу эта прекрасная параллель между строгой дисциплиной в тюрьме, больнице, школе и на заводе. Отработав удобную модель тотального контроля людей в наказательном учреждении, государство перенесло её в места упорядоченного скопления уже законопослушного населения. Ведь это так удобно, когда человек приучен к определенному распорядку, послушен и предсказуем. В определенный момент я вспомнила, как моя мама – воспитательница детского сада – твердила, что «детский сад это та же казарма» и подумала, что "а моя мама вот ничем не дурнее Фуко" и в этот самый момент у образа Фуко в моей голове отпало порядочно «величия». И ещё одна интересная мысль: читая про наказания в тоталитарном и демократичном обществе мне всё время казалось, что конкретно мы как-то от монархо-центрированных наказаний не так далеко и ушли. Видно, как-то не так сработала наша Революция.

    5
    477