Рецензия на книгу
Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы
Мишель Фуко
Volans9 октября 2018 г.Большой брат никогда моргает или глобальная паноптиканизация
Смотря через призму идеи о всеобщем прогрессе принято считать, что древние времена были довольно темными, антигуманными, а с вступлением в эпоху прогресса повсеместно шириться либерализация, дающая все больше прав и свобод человеку. Но не все так гладко и просто как может показаться сперва. Мишель Фуко одновременно и перевернул привычно устоявшееся представление о широкой ноге либерализма, так и вскрыл напоказ некоторые нагноенные темы, которые все чувствовали, но замечать не хотели. Ключевые работы усомнившегося во всеобщем благе прогресса Фуко — История безумия в классическую эпоху и Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Центровая тема этих двух работ, как и многих других у Фуко — власть. Но власть не исключительно в представлении традиционной политической иерархии, иначе сказать — власть извне, но власть действующая изнутри системы, нарастающая, как давление в замкнутой газовой камере. В Истории безумия в классическую эпоху Фуко акцентируется на феномене возникновения психиатрических больниц, в Надзирать и наказывать тема несколько расширена, и охватывает не только пенитенциарную систему, но и описывая другие лучики паутины контролирования.
Новый тип внутренней власти возник не так давно, собственно он тесно связан с возникновением капитализма. Наем работника на производство несколько изменил требования к человеку — он начал восприниматься как машина с определенным уровнем эффективности. Так, автоматически повысился уровень дисциплины для рядового человека-винтика. Фуко, в Рождении тюрьмы, не рассматривает конкретно производства, но акцентируется на структурах, с более упорядоченной системой исправления человека, возникших вместе с капитализацией. Это общеобразовательные школы, тюрьмы, казармы и больницы. Индивид в таких структурах уже не совсем хозяин своего тела и разума, некто будет использовать разные концепции исправления и подгонки, дабы на выходе был качественный продукт послушания. Фуко не акцентируется на том, кто такой этот управляющий некто — их множество и они могут действовать вполне автономно один от другого.
В общеобразовательных школах индивидуумов будут обучать не только считать и писать, но и настроят на нужные ценности, например любовь к государству. Еще научат сидеть по схеме, держать руку при письме по схеме, направлять свое внимание только на учителя тоже по схеме. Еще и физкультуру сделают обязательной — дабы тело было пригодно ко всем этим схемам. Здесь учитель твой властитель.
В больнице тебя уложат по схеме, будут выдавать лекарства по схеме. Пациент же обязан подчинятся. Здесь врач твой властитель.
В армии тебя постоят и выработают такую выправку, что к концу жизни вряд ли ее забудешь. Здесь старший по званию твой властитель.
И тюрьма — концепт контроля, концепт наказания, который позже перерастет в концепт исправления, да не только для осужденного, но и напоказ — для общества в целом. Здесь твой властитель — твой надзиратель.
Не совсем вписывается в общий концепт возникновения таких систем синхронно с ростом капитализма модель монастыря. Не настолько повсеместные, очаговые, но так же испускающие власть изнутри модели.
Важным элементом в этих структурированных заведениях есть надзор. Не только в основном концепте — в тюрьме, но и школы, монастыри, больницы и казармы без этого невозможны. Фуко здесь применяет идею паноптикона, развитую из модели идеальной тюрьмы Иеримии Бентама. В такой тюрьме заключенный не знает — наблюдают за ним в данный момент или нет, здесь власть невидима, но вездесуща. То, что ранее я обозначила как власть изнутри, Фуко назвал микрофизикой власти — формой подчинения, отличной от насилия, разделяющего общество на два лагеря — надзирателей и наказуемых. Тут невозможно не вспомнить знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент (проведенный в 1971 году, за 4 года до публикации Рождения тюрьмы), разделивший обычных студентов на охранников и заключенных и вышедший из-под контроля. Экспериментом руководил Филипп Зимбардо, впоследствии написавший книгу с довольно кричащим названием — Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. Склонность к театральности сыграла с Зимбардо злую шутку. Эксперимент впоследствии так и не был воспроизведен, а в 2018 году кинорежиссер Тибо Ле Тексье обнаружил, что реальных результатов эксперимента попросту не существует, сам Зимбардо признался, что его эксперимент был скорее «демонстративным», нежели «научным». Так и сам Фуко через 4 года после публикации Надзирать и наказывать признает, что преувеличил в своих описаниях ужасы дисциплинарной власти, хотя от идей не отступился.
Несмотря на признания преувеличений самим Фуко, сейчас очень сложно отделаться от впечатления тотальной незаметной слежки. Отслеживание физического тела через камеры повсюду, так и надзор за нравственно-духовным в длинной истории каждого клика в интернет-пространстве. Такой фон может сформировать нечто более глубокое, чем власть изнутри системы — власть изнутри, направленную на самого себя, контроль своих же действий под давящим ощущением, что за тобой наблюдают постоянно, но точно знать ты никак не можешь.193,1K