Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним7 октября 2018 г." Шизофреники" и "самовыраженцы"
Когда то в юности я играл в театральной студии. Наш режиссер -- грубоватая, но очень умнвя тетка, делила актеров на две группы -- " личности" и "не личности". Методика эта внешне кажется примитивной, но при распределении ролей может быть эффективной, если режиссер хорошо знает своих актеров.
Первые -- с развитой личностной компонентой. В быту они мало выделяются, на сцене могут сыграть только то. что есть в них самих. Сыграть себя. Это актеры определнного амплуа, их проф круг ограничен, театр для них -- только часть жизни. Вот, например, Вячеслав Тихонов -- спокойный, в жизни очень порядочный человек -- не мог играть отрицательные роли. Даже в "Двух жизнях" сочувствие советской публики оказалось на стороне белого офицера .... Личность здесь диктует актеру. Она не задавлена сценой. Наша режиссер считала таких актеров ущербными, не универсальными, может талантами, но не гениями , ибо во всех ролях будет проявляться неизбежная одинаковость.......
Вторые -- со слабо развитой личностной компонентой. Можно сказать, что обладая слегка шизофреническим типом психики, они рождены для сцены. Они могут сыграть кого угодно. В быту они резко выделяются эпатажным, крайне своеобразным поведением , быт для них -- часть сцены, и почти всегда есть сложности в семье. Они могут перевоплотиться в кого угодно. Чаще всего это и есть гениальные актеры.
Тетральная практика в целом подтвердила эту режиссерскую мысль, но я был поражен, когда прочитал "Театр" Моэма и посмотрел фильм с прекрасной Вией Артманэ ..... Это произведение посвящено данной проблеме -- точнее соприкосновению бытовой и сценической реальности.
Героиня -- Джулия Ламберт -- типичный представитель второго типа, гениальная актриса, ее жизнь отдана театру. У нее нет устойчивых привязанностей --- сын, муж, любовник -- для нее это лишь материал для сценических эмоций. Когда она бессознательно пытается найти на сцене " саму себя" - у нее не получается, она начинвает плохо играть. Весь свой быт она несет на сцену. В быту она мило улыбается юной сопернице -- на сцене она ее уничтожит! И по быту ее ведет исключительно сценический опыт -- она никогда не бывает искренной, для нее нет искренности, для нее есть только роли --- и это помогает ей выпутываться из житейских коллизий. Актерская игра и бесконечные перевоплощения легко помогают решать ей все проблемы. По сути Джулия живет лишь на сцене , и не случайно , ее сын Роджер -- умный прагматичный паренек - жалуется, что ему некого любить. Он боится войти в комнату , где мама. Вдруг ее там нет ? Эти рассуждения пугают Джулию, она их не понимает, как призрак не может понять живого. В ответ на жалобы юноши она лишь чувствует себя "матерью Гамлета" и просто "играет Гертруду".
В конце Джулия приходит к неизбежным выводам, к каким пришел бы призрак в мире живых --- только она реальна и жизненна. А все, что за пределами сцены-- лишь призрак, материал для сцены, там театр, а на сцене -- реальность. Роджер , разыскивая реальность вне сцены -- глупый маленький резонер.....
Мысль, что " жизнь - театр" утверждал еще Шекспир. Она не так безобидна --- ролевые игры, особенно в юном возрасте, активно атакуют наш быт. Во всяком случае " театр" здорово умаляет наши личности и понятно подозрителное отношение духовных практик к лицедейству ...
Перед Моэмом снимаю шляпу. Гений. )9463