Рецензия на книгу
Похвальное слово Глупости (аудиокнига MP3)
Эразм Роттердамский
Аноним6 октября 2018 г.«Ибо в человеческом обществе всё полно глупости, все делается дураками и среди дураков»
Идея произведения зародилась у Эразма во время его трёхлетнего путешествия по Италии, Франции и Англии, во время которого уже известный во всей Европе учёный столкнулся со всевозможными проявлениями человеческой глупости и несправедливости. Незаконнорожденный сын бюргера, в сущности беглый монах-«бастард», Эразм долго скитался по чужим странам, жил на пенсии двух меценатов, которые выплачивались крайне нерегулярно, отчего его материальное положение постоянно было шатким. В сущности, это сыграло немалую роль в формировании личности Эразма из Роттердама, определили его дипломатическую осторожность. Когда в Германии вовсю стала греметь протестантское движение, вопреки ожиданиям, Роттердамский не примкнул к учению Лютера, но и критиковал сложившуюся к эпохе Позднего Средневековья католическую церковь. Отчего обе стороны сильно негодовали и не могли понять учёного.
Так или иначе, «Похвала глупости» вобрала в себя все пороки современного Роттердамскому общества. Досталась в ней каждому сословию, и «роду людскому». Глупость царит в народной среде и придворных кругах, среди простой черни, королей и вельмож – нигде нет и полграмма здравого смысла. В этом отношении Эразм остаётся независимым, издевается над глупцами любого гуманистического лагеря. Но больше всего сатиры достаётся в разделах о купцах, философах и богословах, монахах и епископах, кардиналах и первосвященниках (главы 49 – 59). Здесь уже тон шутливости сменяется на настоящую едкую сатиру, а многочисленные примеры делают картину только ярче и показательнее. Современная голландскому учёному жизнь представлялась ярмаркой дураков. Он выразил надежду на появление гармоничного и справедливого человека. Эразм мечтал о справедливом обществе, которое назвал в честь своего друга Т. Мора – Морией, то есть фантазией. Эти надежды проходят сквозной темой через всю книгу, а саму «Похвалу глупости» уже в авторском предисловии Роттердамский посвящает «своему милому Томасу Мору».
Предвидя неоднозначный отклик на своё произведение, Эразм нарочно обличает его в шутливый тон и воздаёт похвалу самой Глупости, которую возносит на пьедестал. Это не просто слова или уничижительная критика. Автор приводит в своём трактате множество весьма поучительных примеров, свидетельством большинства из которых он сам являлся. Особенно это касается дел Церкви. Кстати, вопреки предубеждению, что зародилось у меня благодаря знакомству с множеством критических очерков на «Похвалу», - посвящена книга не только и даже не столько критике церкви и буржуазии. Но всей современной Эразму Роттердамскому жизни: отношение между мужчинами и женщинами, роль детей, брака и любви, вопрос о счастье и богатстве, обратной стороне славы и успеха – кажется, нет того, чего бы не касалось едкое перо автора. Множество гравюр известного немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего, размещённые в этом издании, очень кстати дополняют впечатление от прочтения. Ниже приведу несколько.
Стоит ли говорить, насколько важным в истории оказалось влияние творения Эразма Роттердамского. «Похвала глупости» всего за два 1511 – 1512 года выдержало пять изданий, разошлось в количестве 20 тысяч экземпляров, и распространило презрение к сложившейся обстановке того времени, в первую очередь религиозной. Без преувеличения, «Похвала глупости» подготовило к жизни учение Лютера, хотя Эразм и не оправдал ожиданий сторонников лютеранской церкви, ведь выступал в защиту религиозной терпимости и снисходительности.
183K