Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Cutting for Stone

Abraham Verghese

  • Аватар пользователя
    Аноним6 октября 2018 г.

    В детстве я часто находила фотографии своего дедушки в Эфиопии, как раз примерно того времени, которое описывается в Рассечении Стоуна. Дедушка совсем не любил говорить об этом периоде своей жизни, и по мере чтения я понимала, почему.
    Начинается все с рождения мальчиков-близнецов, и это самая напряженная сцена родов, которую я когда-либо читала. И вроде бы никаких сюрпризов быть не должно, все заранее известно из аннотации и авторского вступления, но читается она в жутком напряжении и с огромным интересом. И хотя герои только-только появились на страницах, им уже начинаешь сочувствовать.
    Потом мальчики растут, и мир их семьи кажется светлым и безоблачным. Представляется солнечная Эфиопия, любящая семья, чудесные отношения между близнецами, мир и покой. И только иногда в этот мир и покой врываются картины чужого быта, менее устроенного. То автор проведет нас по больнице и покажет нищих, умирающих от голода людей, которых в больнице держат не для того, чтобы вылечить, а для того, чтобы накормить. То покажет молодую девушку, которая успела побывать замужем, родить мертвого ребенка, неизлечимо заболеть, после чего семья выгнала ее из дома, потому что от нее "дурно пахнет". То покажет сцену поклонения императора, по приказу которого старушку избивают палками. И сначала все это вкрадывается в текст понемногу, ты ужасаешься, но знаешь, что потом автор все равно вернется в семью героев, где все друг друга любят и уважают, где взрослые такие мудрые и решительные, а дети любящие и дружные. Но герои взрослеют, и постепенно эти ужасы врываются непосредственно в их жизнь. Когда впервые что-то случается именно с их семьей, ощущение, как от ушата холодной воды. Потому что я была уверена - с ними-то точно никогда ничего не случится. Случилось. Потом, вроде бы, все наладилось, а потом снова что-то случилось. И снова, и снова, и постепенно мир и покой их семейной жизни остались в далеком прошлом, а текст уже не переставал шокировать.
    Здесь много медицинских подробностей, которые мне казались очень уместными и интересными. Для меня текст не казался сложным, но иногда просто волосы дыбом вставали от того, в каком состоянии находилась в то время медицина в Африке. Сами герои говорят об этом, когда выписывают журналы со статьями о новейших медицинских технологиях, которые до них самих дойдут не меньше, чем через полвека. И даже если не брать технологии, само население Эфиопии и то, что оно с собой делает - это ужасно. Ужаснее всего, что не всегда можно свалить вину на плохого гадкого императора. Плохой гадкий император не заставлял женщину наживую делать обрезание своей дочери, ее заставило это сделать воспитание, верование, кровь предков и черт знает что еще. Очень страшно от мысли, что такое происходило в мире не триста лет назад, а еще в семидесятые годы прошлого века. Да и сейчас происходит тоже. Еще страшнее.
    Если говорить о языке, то он прекрасный, вот и все. Для меня не было скучно ни разу за всю книгу. Было безумно интересно. Очень понравились Хема и Гхош, и сам Мэрион был прекрасным героем. Интересно было воспринимать этот мир именно через него. А в конце я уже натуральным образом ревела, потому что невозможно прожить вместе с героями такую книгу и остаться равнодушной к тому, что с ними происходит в финале. В общем, это просто прекрасная книга, на самом деле настолько прекрасная, как о ней говорят.

    5
    438