Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lying Game

Ruth Ware

  • Аватар пользователя
    Аноним4 октября 2018 г.

    Жить по лжи

    Александр Исаич, чей юбилей мы в этом году отмечаем, как известно, призывал жить не по лжи. Но до самодовольной Британии его призыв, видимо, не докатился. Лгали, лгут и лгать будут. Ну, разве что роман Рут Уэйр их остановит, моральный посыл там очевиден.
    А в остальном все типовое и хорошо знакомое нам по книгам других авторов: некое событие в прошлом, которое отравляет жизнь в настоящем, и становится источником размазанных на четыреста страниц реминисценций «А помнишь? А помнишь?».
    Неоригинальность магистральной мемуарной интонации подкрепляется вполне ожидаемой закваской старого преступления, которое грозит утянуть на дно жизни повзрослевших участниц школьной «банды» (иначе не назовешь). Что движет солнце, светила и преступную деятельность? Конечно же, секс.
    От него ниточки ведут к другим тематическим пластам романа — творчество, семья и брак, а вернее, его отсутствие.
    С самого начала книги ясно, что повзрослевшие девочки — некогда завзятые лгуньи сделали давно что-то очень нехорошее. От маленькой лжи перешли к большой. Повысили градус, да так, что до сих пор трясутся. Как пес возвращается на блевотину, как товарища Раскольникова тянет посмотреть как оно там, на месте преступления, так и повзрослевшие девицы не могут далеко уйти от места, где захоронена их самая большая тайна.
    Что за тайна, будем разбираться весь роман, перепрыгивая через подгузники, сОски и соскИ главной героини Айсы, ведущей рассказ, через мемуары об одном чудесном годе, закончившемся в итоге довольно трагично для всех.
    В процессе чтения — крамольная мысль: а зачем, собственно, детектив? Кто мешал Уэйр просто написать о роман о четырех маленьких лгуньях, выросших, и теперь с высоты прожитых лет переосмысляющих свою жизнь в школе-интернате? К чему все эти таинственные записки, звонки, распотрошенные овцы и многозначительные взгляды бывших одноклассников и жителей деревеньки? Писательского мастерства Уэйр вполне бы хватило, чтобы удержать читательское внимание, не прибегая к дешевым трюкам из арсенала остросюжетной литературы. Характеры яркие, история занимательная. Зачем детективный водевиль? Писала бы и писала про первую любовь, «мое детство босоногое» (с бутылкой «Джека Дэниэлса» и пачкой сигарет в кармане), тяжелые школьные нравы и разочарования взрослой жизни. Ведь все что в этом романе не относится к детективу, подано на довольно приличном уровне.
    Но, видать, без убийства не продашь. Приходится плести уже привычный силок для охочего до тайн читателя. И здесь становится более чем очевидно, что в создании обстановки и характеров Уэйр сильнее, чем в преступных хитростях. Выбирать читателю, взявшему роман Уэйр в руки как детектив, а не как рассказ о трудностях послеродового периода, осложненного тайнами прошлого, особо не из чего. Раз самоубийство не то чем кажется поначалу, то определение виновного в совершении преступления скатывается к элементарному выбору между орлом и решкой. Весь интерес сводится к деталям, в традиционном детективе отходящим на второй план. Каким образом и при каких обстоятельствах было совершено преступление? Обычно мы это знаем с самого начала. Не знаем, кто виноват. Но в романе Уэйр все практически наоборот. «Кто убил?» по-большому счету не имеет значения. Ведь главное — любить и жить не по лжи, как завещал великий классик. Надеюсь, читатель, как и героиня просветились на этот счет окончательно.

    28
    2,8K