Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Tree Grows in Brooklyn

Betty Smith

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2018 г.

    «Дерево растет в Бруклине» относится к классике американской литературы. Роман взросления в непростых условиях. В аннотации написано, что героиню Фрэнси Нолан считают странноватой, а на обложке есть слова о ростке, пробившем бетон. Предчувствуя нечто грандиозное, я с нетерпением ждала выхода книги. Даже не сомневалась, что она мне очень понравится. В классику ведь попадают стоящие вещи или на крайний случай не с пустым сюжетом. К тому же я люблю читать о взрослении девушек и их самостоятельном пути. К сожалению, достаточно быстро разочарование от неоправданных ожиданий перешло в злость. Потому что еще никогда не приходилось сталкиваться ни с чем столь ужасно патриархальным, скучным, морализаторским и нафталинным. Хотя последнее можно оправдать временем создания романа.

    Бетти Смит написала его в 1943 году, а события в нем разворачиваются в 1912, в бедном районе Бруклина Уильямсбурге. Описание жизни Фрэнси и ее семьи начинается с одного субботнего утра. Героиня с братом Нили идут сдавать найденный на улице мелкий хлам старьевщику. Часть денег они делят между собой, а часть кладут в общую семейную копилку на черный день. По мне их черный день уже давно наступил. Всю неделю они едят черствый хлеб, который тоже приходится покупать. А на выходные вместо мяса кости по сниженной цене и ошметки от языка. Немного пончиков и печенья, купленного на деньги от старьевщика. Мать Кэти работает уборщицей, а отец Джонни поющим официантом. Поющие официанты непопулярны, но Джонни даже не пытается сам искать себе работу или пойти обычным официантом. Он сидит и ждет, когда его позовут. И не забывает пропивать заработанные Кэти деньги.

    Какого-либо сюжета я не обнаружила. Здесь просто подробно расписывается быт Фрэнси. Писательница останавливается на всех мелочах, которые не очень-то увлекают и чаще всего никуда не ведут. Субботний день длится несколько глав и не содержит ничего определенного или цепляющего. Герои набор шаблонов, их мысли и поступки заранее известны, потому что тоже основаны на стереотипах. Конечно, Фрэнси будет милой, доброй, гордо несущей звание нищей, любящей папочку больше матери, потому что папа ведь пропивает деньги, а мать всего лишь их зарабатывает. Ну и потому, что мать женщина, а они ведь хуже мужчин. Ну что-то в них не так, Фрэнси точно знает и они ей не нравятся. Отца нельзя звать алкоголиком, он просто болен. Критиковать тоже нельзя, ведь это же отец. И он, конечно, самый лучший в Уильямсбурге, его все любят, а кто не любит, тот сам плохой.

    Дети перебиваются на хлебе и воде, экономя деньги и мечтая дожить до воскресенья, чтобы съесть немного дешевых сладостей, но их отцу непременно нужна одноразовая манишка, чтобы быть одетым круче остальных официантов. Ведь Джонни Нолан франт и модник, он не будет носить какие-то целлулоидные воротнички. Пусть на это уйдут деньги семьи, мать и дети еще заработают, а он потом немного для вида поноет, что конченый человек и ни на что не способен. Его заверят, что это не так, пожалеют и все простят.

    Фрэнси блеклая, ничем не примечательная, скучная. Ее поступки вызывают недоумение. Библиотекарша постоянно на вопрос Фрэнси «что почитать одиннадцатилетней девочке?» выдает ей одни и те же книги. Почему она ей не скажет этого? Почему она опять перечитывает их, если собралась прочитать как можно больше разных книг? Зачем вообще задавать такой вопрос? Персонажи строго поделены на хороших и плохих. Все поступки хороших одобряются, поступки плохих осуждаются. Фрэнси мыслит в соответствии с этими установками.

    В чем будет заключаться конфликт и как Фрэнси обретет саму себя, если она не выходит за правильные рамки? Я не знаю ответа на вопрос, потому что книгу не дочитала, но не думаю, что Фрэнси сможет выйти из образа героинь ее любимой писательницы Луизы Олкотт.

    Бедность семьи возведена в культ. «Какие восхитительные блюда Кэти готовит из черствого хлеба!» - можно подумать, что это самая лучшая еда на свете. Десятилетние девочки тут с какого-то перепуга выглядят, по мнению писательницы, как тридцатилетние женщины. Поэтому педофилов можно оправдать и понять. Старьевщик с педофильскими замашками тоже вроде не осуждается. Его действия подаются как привычные и свойственные ему. Ну щиплет он девочек, но зато ведь потом им денег побольше даст. Что такого. Шта?

    Фрэнси и ее семья религиозна. Походы в церковь священная обязанность, как и исповеди. Поесть раз за долгое время вкусной еды, доставшейся отцу с работы, это грех. Ведь все случилось в пост, поэтому Фрэнси придется раскаяться за нее на исповеди. А Джонни в чем-нибудь будет раскаиваться? И ходит ли он вообще на исповедь и о чем там говорит? Почему-то об этом Смит не написала.

    Фрэнси в магазинах унизительно выпрашивает еду со скидкой. Один из продавцов пользуется ее положением и указывает, что и как надо сделать ее матери, чтобы у нее вышла вкусная еда из тех объедков, что он сейчас продаст. Пусть, мол, мать поблагодарит его за полезный совет, а сама Фрэнси поест, чтобы на своих костях отрастить побольше мяса. Вот такое просто противно читать.

    Концентрация неприятных вещей оказалась для меня настолько высокой, что осилить роман не представлялось возможным. Обычно я не пишу отзывы в таких случаях, но тут посчитала, что это нужно сделать.

    43
    1,4K