Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

Мишель Фуко

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2018 г.

    Большой брат не дремлет

    И снова здравствуйте. Если вы не:
    а) юрист
    б) социолог
    в) историк
    г) мазохист, - не открывайте эту книгу. Можете просто прочитать мою рецензию, еще парочку рецензий на сайте и осознавая свое счастье ( вам же не пришлось это все читать!) уйти в закат. Если вам хочется чуть растянуть свое знакомство с этим безусловно талантливейшим автором ( как я подозреваю, это далеко не единственное его творение, а где-то еще штук 15 по этому же скелету лежат), то можете прочитать введение, занимающее порядка трех процентов от объема труда ( считать это было интереснее). Вы ничего не потеряете, на выходе у вас будет полное представление о том, что же думал Фуко о Тюрьме, простых смертных и роли Государства, но вы сэкономите:
    а)время
    б)нервы
    в) объем памяти (вашей, телефона, место на полке)...
    В общем, ну вы поняли. Всю книгу меня преследовало чувство, что меня где-то обманывают, а где понять не могу. Но я спасу вас, несчастные заблудшие на свет Мишеля души. Вас обманут в самом начале, на обложке. Там мы наблюдаем тело, а вернее его верхнюю часть, именуемую головой. Она условно поделена на две части, одна из которых то ли без кожи, то ли залита кровью. А теперь открываем книгу, и хренакс фокус-покус. Где кровь? Где пытки-страдания-выбивания показаний? Где смерть? А нетушки, детки, чтоб у вас не было таких красочных кошмаров мы будем читать сухие канцелярские фразы, где смысл тонким слоем размазан так, чтобы приходилось перечитывать. А потом вы будете пытаться понять: что вообще вам пытались сказать и как можно такую простую мысль объяснять так извращенно.
    (Честно говоря, мне казалось, что это мое наказание за литобзор для отчета по практике. За все водообразные речевые обороты с претензией на значимость и научность. Но даже мне есть чему у Фуко поучиться.)
    Этот историческо-культурологический опус состоит из четырех частей: пытка, наказание, дисциплина и тюрьма. И начинается все с описания подробностей казни какого-то насколько я понимаю лакея Дамьяна, который имел неосторожность покуситься на целостность натуры Людовика 15. Но у его судей была слишком богатая фантазия, они придумали целое шоу, но как это часто в шоубизе бывает - исполнение подкачало. А так как отрепетировать возможности у исполнителей не было (расходный материал существовал только в одном экземпляре), пришлось импровизировать по ходу действия.
    Данный исторический пример видимо должен был привлечь наше внимание и ужаснуть. Как прочем и челяди, ради устрашения которой все это и устраивалось. А потом всем перехотелось так пачкать руки, и начался процесс перераспределения акцентов. Теперь в шоу превращается судебный процесс, а процесс приведения приговора в исполнение в таинство. И тут мы окончательно убиваем всю динамику в этом произведении, хотя перед нами только-только замаячила середина всей этой эпопеи.
    А теперь нас старательно подтолкнут к мысли, которая стара как мир. Это грустно, печально (трындец как), но об этом все в курсе. Общество это система, где все решает дисциплина. Мы узнаем, как вымуштровать солдат, что школа это еще та тюрьма ( 11 лет от звонка до звонка), что расписание дня женской фабрики ничем не отличается от армии, интерната, тюрьмы и прочих представителей социальных институтов.
    Итого, мораль. Мы все умрем. Ну не совсем так. Смысл в том, что мы все в системе, запрограммированной много лет, за нами следят, мы является винтиками. Мы надзираем, за нами надзирают; мы наказываем, нас наказывают. Люди выходят из тюрьмы и попадают в тюрьму. Мы все просто мигрируем из одного ее типа в другой. Это все очень грустно и непонятно зачем... Точнее, понятно зачем, непонятно, чем все это кончится. Разрушением системы? Откатом к началу? Чем? Узнают видимо уже следующие поколения.

    4
    283