Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кролик, беги. Давай поженимся

Джон Апдайк

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2018 г.

    …блуждают по улицам, блуждают по жизни и… руководят ими птичьи шалые мозги.
    Ф. Саган

    Апдайк – восхитительный. И этим можно было бы и ограничиться, но нет. В нем так густо намешаны сексизм, умиление, презрение и тысяча примет человеческой глупости, что вместе эта гора минусов дает жирный плюс. Что, как и следовало ожидать от подобной жирной пищи, ведет к резкому скачку холестерина. По крайней мере, для меня этот автор оказался несовместим со здоровым восприятием жизни. Но тысяча чертей, это было вкусно.
    Начнем с Кролика. Как следует из названия, этот быстрый и ловкий зверек отлично умеет убегать. На этом его плюсы и заканчиваются. Этот герой полностью исчерпывается одной своей фразой:


    Если у тебя хватит пороху быть самим собой, то расплачиваться за тебя будут другие.

    У него – хватило, остальные же расплатились с лихвой. Самое забавное, что никто даже не пытается опровергнуть убеждение главного героя, что ему это – можно. Ему ни разу не набили лицо, ни одна из его женщин толком не попыталась всерьез противостоять ему. Вообще, складывается впечатление, что женские персонажи задуманы исключительно ради того, чтобы подсветить детали характера Кролика. С другой стороны, они тоже имеют достаточно четкую позицию:


    Ложись в постель, Гарри, все в порядке, делай со мной, что хочешь, я хочу делить с тобой все, правда хочу.

    Так считает полоумная алкоголичка Дженис, которой серьезно не повезло родить от Кролика двоих детей. Однако свинское поведение мужа – не повод рушить семью. Точно также как и не повод для расставания его измены, пренебрежение, неспособность нести ответственность, инфантильность, эгоизм и хамство. Это сумела доказать Рут, его незадачливая возлюбленная «на стороне». Однако ничто не может удержать человека, которому от окружающих нужны только восхищение и возможность самоутвердиться.
    Кролик отвратителен, как, впрочем, не особо привлекательны и другие персонажи – возможно, потому что они показаны глазами Кролика. Человека жаль – ведь его жизнь пуста и беспросветна, но как ни удивительно, его жертв жаль гораздо меньше – люди, которые по доброй воле идут на заклание ради собственных мучителей (или еще хуже – ради иллюзорного желания спасти ИХ САМИХ) нуждаются в чем угодно, но не в жалости.
    «Давай поженимся» - история о том же Кролике, только в профиль. Примерный семьянин Джерри крутит роман с примерной матерью Салли, но крутит примерно – это не интрижка, а настоящая любовь. Вот только принять решение и четко обозначить свою позицию у Джерри не получается – как поступить правильно, если у каждого свое правильно? Джерри остается с женой, Салли – с мужем. Роман, который по идее мог бы помочь перезагрузить отношения или вскрыть старые раны, заставить начать все заново, усилием героев переводит проблему из острой фазы в хроническую, и велика вероятность, что все так и останется во веки веков.
    Нерешительность, которую герой маскирует наглостью и агрессивностью – одна из главных черт, которые роднят Кролика и Джерри. Ни тот, ни другой не гнушаются бить женщину словом. Кролик на похоронах дочери от всего сердца прощает жену:


    – Не смотри на меня, – говорит он. – Не я ее убил.
    Слова слетают с его уст очень четко, под стать той простоте, которую он теперь чувствует во всем. Головы, тихонько беседовавшие друг с другом, разом поворачиваются на столь неожиданный, жесткий голос.
    Они не правильно его поняли. Он хочет всего лишь внести ясность. Он объясняет головам:
    – Вы все ведете себя так, словно это я сделал. Меня там и близко не было. Это все она.
    Он оборачивается к ней, и ее лицо, обмякшее, как от пощечины, кажется ему безнадежно далеким.
    – Ладно, все в порядке, – говорит он ей. – Ведь ты же не нарочно.

    А Джерри прекрасно удается моральная поддержка:


    Он нерешительно шагнул к ней и обнял за плечи.
    – Не говори так. Ты должна жить ради себя.
    – У меня нет себя. Я отдала все свое «я» восемь лет назад.
    – Никто тебя не просил.
    – Все просили.
    – В таком случае, не слишком-то, видно, сильное было это твое «я».

    Между тем, читать Апдайка – настоящее удовольствие. Выдающийся стилист, тонкий психолог, замечательный мастер слова создал гениальные книги. Жаль только, что читают их люди – не психологи и часто даже не филологи, а обычные люди, которые не только наслаждаются словом, но и сопереживают. Возможно, в следующее прочтение (а оно будет, потому что отказаться от этого сложного удовольствия практически невозможно) я больше внимания уделю тексту, а не персонажам. И это будет уже не так травматично. Но сейчас хочется только ходить за каждым из них и повторять бесконечно: «Ребята, давайте жить дружно». Ну или просто убежать – кажется, это тоже работает.

    12
    153