Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть и семь немых свидетелей

Анна Бауэрова

  • Аватар пользователя
    Аноним28 сентября 2018 г.

    Чешский герметичный детектив времен победившего социализма сначала несколько тяготил меня атмосферой этого социализма не в лучших его проявлениях. А вот ностальгии не возникало, всё-таки чешские реалии и тогда отличались от советских, но что-то такое присутствовало ... деревянное. Но потом это как-то рассосалось и появился приятный юмор, забавные рабочие моменты в группе искусствоведов и особенности отношений в таком коллективе, где есть несколько профессионалов, а остальные так, прибившиеся к ним людские обломки.

    В старинном замке Клени, расположенном на излучине Влтавы, происходит убийство. Жертва – известный историк искусств Мария Залеска, накануне своей гибели перессорилась практически со всеми сотрудниками, которые собрались в замке для описания и систематизации многочисленных исторических экспонатов. Дело об убийстве поручено следователю Янде с помощником, которые на первом же допросе понимают, что ни один из свидетелей не говорит им правды. Но читатель начинает подозревать преступника довольно быстро, после того, как автор сама сообщает о некоем связанном с ним обстоятельстве. Хотя и у остальных героев этой истории тоже могло найтись достаточно мотивов для преступления.

    Понравились запоминающиеся образы следователя Янды и его друга бывшего адвоката Гронека, первой жертвы трагической Марии Залески и руководителя группы, художника и чудака Рафаэля Седлницкого. Описаний старинного рыцарского замка и его истории мне лично не хватило, зато мистические байки Седлницкого на эту тему хорошо вписались в слегка гротескную атмосферу жизни коллектива искусствоведов. А вот задумка со скульптурами семи смертных грехов мне уже где-то встречалась, хотя скорее всего замыслы произведений были оригинальны.

    Во внутреннем дворике средневекового замка, где происходит основное действие, автор разместила скульптуры неизвестного мастера, предположительно монаха, изображающие семь смертных грехов. И с юмором, близким к сарказму, подозреваемых в преступлении персонажей у нее столько же, и каждый из них представляет один из этих грехов. Старый адвокат Гронек так озвучит в конце книги авторский посыл:


    В каждом из нас в той или иной степени присутствуют отрицательные черты характера, которые символизируют скульптуры. Один — скряга, другой — мот и гуляка, третий завидует соседу, купившему новый автомобиль, четвертый излишне мнит о себе… чаще всего без всяких на то оснований. Знаем мы и таких, в общем-то, вполне приличных людей, которые в определенные моменты, когда на них найдет, бывают злобными… Короче, все мы не без недостатков, и с этим, наверное, ничего не поделаешь.
    По странному стечению обстоятельств каждый из семи подозреваемых как бы… хм… страдал одним из недостатков, воплощенных в кикиморах, но было ясно, что только у одного из них негативная черта перешла границы нормы, стали пороком, толкающим к убийству. Но какой из семи смертных грехов и кто тот злодей? Вот что нужно было узнать.

    Читая рецензии моих соклубников, я узнала, что остальные детективы автора Анны Бауэровой написаны не на современную, а на любимую мною историческую тематику. Жаль, что их перевода мы, по всей видимости, никогда не дождемся.

    38
    507