Рецензия на книгу
Автохтоны
Мария Галина
hey_salieri27 сентября 2018 г.Автохтоны 2.0
Когда я был маленьким, то очень боялся одного страшного мультика — "Вампиры Геоны". Помню, как отец помирал со смеху, когда мой страх боролся с любопытством: я смотрел на змея, из пасти которого торчал такой же змей с другим змеем в пасти, через щёлку в пальцах потной ладошки. А сцену превращения капитана корабля в вампира я вообще смотрел из-за шкафа, прячась в особо страшные моменты за спасительной дверцей.
Однако сегодня, прогуливаясь по влажным осенним улицам города (не то Будапешта, не то Львова), я отчего-то вспомнил песенку из другого мультфильма. "Секрет, какой еще секрет, секрета никакого нет..." К слову, то был мой любимый мультик, я мог часами смотреть на этих причудливо нарисованных изогнутых человечков. "Секрета нет, секрета нет..."
Да отчего же нет секрета, этот город ими полон!На площади было слишком многолюдно, городские отмечали очередной праздник на потеху нескончаемым туристам и старались вовсю. Клоуны на ходулях, ленты яркого серпантина, петарды. Девушки в платьях с большим вырезом разносили горячительные напитки в обжигающих пальцы пластиковых стаканчиках. Одна из них, бойкая пышногрудая брюнетка, умудрилась всучить тёплого эля в мою задубевшую руку.
Попивая медвяный напиток, я поспешил юркнуть в тихий переулок. Не люблю толпы людей. Вообще людей недолюбливаю. В этом узком уличном коридоре между сырыми стенами домов весёлый праздник стал не так громок: накрыли крышкой кастрюлю, пусть тихо варится и кипит внутри.
Переулочек-то оказался глухим! Я дошёл до тупика, и здесь, в глубине, обнаружил полусгнивший сарай, обклеенный старыми афишами. В углу был свален всякий хлам, вероятно, старые декорации, какие-то стулья, покрытые плесенью тряпки и даже старый автомат с предсказателем: за паутиной разбитого стекла сидела полуистлевшая лысая кукла. Вдруг я заметил, что в одной из афиш есть дырочка, напоминающая формой замочную скважину. Глупость, конечно, что можно увидеть в старом и тёмном сарае, однако я нагнулся и посмотрел...
...Сверху лязгнуло. Упало и покатилось что-то тяжёлое, а чья-то рука с силой толкнула меня в спину и я оказался... как бы по ту сторону экрана. Знаете, я всегда думал, что первый ряд в кинотеатре — это очень близко к экрану, но я ошибался. Очень близко я был сейчас. Мир вдруг стал цвета сепии, как будто салфетку макнули в чай, и подёрнут дымкой. Сон, да и только. Я снова был на площади, где всё так же кипела и бурлила жизнь, однако я был наблюдателем, невидимкой. Я крикнул — из моего рта не вылетело ни звука. Я подбежал к пышногрудой и ударил рукой по подносу с напитками — изображение пошло волной и выпрямилось, я словно воду бил. В панике я побежал обратно к глухому переулку — его не было! На месте прохода, который был здесь каких-то десять минут назад, теперь высилась глухая кирпичная стена, обросшая склизким мхом.
Вероятно, от меня что-то требовалось. Как в игре: если буду следовать правилам, найду выход из лабиринта. И тут я увидел его. Он был в залатанной на спине куртке, рукава чуть ли не по локти в карманах - холодно, однако. Он свернул в один из переулков, ну а я за ним. Он забежал в дверь какой-то харчевни, я же прошел рядом сквозь стену, заколыхавшуюся волной и вновь вставшую на место.
Он сел за свободный столик и к нему сразу же подсел лысый старичок, напоминавший ту куклу в автомате. такой же пыльный цветастый пиджачок, лысина и хитринка в чуть раскосых глазах. Лысый наклонился и доверительным шепотом что-то ему говорил. Я ничего не расслышал, увы, телевизор показывал мне всё без звука. Потом как будто кто-то встряхнул калейдоскоп, и я очутился на улице, около красивого дома с колоннами и ухоженным палисадником. Из окна на первом этаже струился желтый электрический свет. Я заглянул в окно (заходить внутрь дома отчего-то не хотелось), и от увиденного внизу живота что-то зашевелилось: так кошка урчит и ворочается в сладком сне. На кушетке с раздвинутыми ногами лежала девушка, длинные волнистые волосы разметались, а сверху на неё налегал он. Меня поразил его взгляд, отрешенный, пустые глаза без каких-либо чувств, казалось, что он всё делает автоматически, словно кто-то включил невидимую кнопку на спине. Девушка дёрнулась, вскочила с кушетки и закричала. Звуков по-прежнему не было, но я догадался, увидев ее красиво-безумное лицо, раззявленный рот и то, что он стряхнул с себя оцепенение и в ужасе уставился на нее. Она что-то быстро говорила, и ужас в его глазах сменила смертельная скука.
Следующая сцена: он стоит перед странным высоким стариком в каком-то чулане, заваленном картинами. Я не сразу раскусил его странность, а спустя несколько минут понял. С некоторых ракурсов (то ли свет так падал, то ли у меня разыгралось воображение), в профиле старика проступало что-то женственное, совсем другой человек, миловидная пожилая женщина, но лишь на каких-то несколько секунд. Жутко и завораживающе.
В другой локации было не менее жутко. Он склонился над неестественным трупом старика, лежащем в луже тёмной крови. Из шеи несчастного торчали кости и сухожилия, словно проводочки из покореженного андроида. В прихожей противно мигала вечная лампочка, и казалось, что на полу лежит муляж, плохо и безвкусно сляпанная подделка.
Я очутился перед театром, старым массивным зданием, однако в этот раз не смог пройти за ним сквозь стену. Впервые стена иллюзорного мира не пустила меня, и я, больно ударившись носом о неласковую твердь камня, сел на землю и задумался. Наверняка это воспоминание он похоронил глубоко в себе, поэтому оно обросло броней небытия. Что произошло с ним в театре, кого он видел, для меня так и останется загадкой. Как и то, что привлекло мое внимание. Городок-лабиринт был небольшим, и до зоны, считавшейся пригородом, было рукой подать. Я заметил, что невдалеке над каким-то домом поднимается сине-перламутровое свечение, ещё бы не заметить, синее на сепии. И я пошел на этот огонёк, отыскал нужный дом, припал к окну и... В небольшой кухоньке на простых деревянных табуретках сидели двое. Небесной красоты мужчина и простоволосая тостушка. В руках у красавца была стеклянная сфера, от неё и исходило свечение. Присмотревшись, я увидел какое-то копошение внутри сферы, как будто бы ее населяли миниатюрные человечки. А над ними висела миниатюрная луна, горящая синим пламенем. "Бред, это бред", - подумал я и поспешил обратно к театру.
И вовремя подоспел. Он выскочил из дверей театра и направился к вокзалу, что-то проговаривая про себя, как мантру, и по его губам я понял, что это песенка про шкатулку с секретом. Он зашел в поезд, жалкий, худой человечек в заплатанной куртке и без багажа, и мое сердце невольно сжалось. Мой отец больше никогда не приезжал сюда, навсегда покинув этот автоматический город.
Я снова стоял в глухом переулке, около старого сарая, обклеенного афишами. Где-то недалеко галдела праздная толпа и раздавались редкие хлопки петард. В автомате с предсказателем что-то сверкнуло, и я подошел посмотреть, что это, пришлось для этого разбить потрескавшееся стекло. Швы на старой кукле разошлись, и я запустил руку внутрь и нащупал что-то холодно-металлическое. Часы в виде человеческого сердца. Удивительно, но они шли. Механизм был как новенький, шестеренки двигались, отмеряя секунды.
Через пару часов я уже был на вокзале. В очереди в кассу передо мной стоял старик, как две капли воды похожий на того странного двуликого человека. Но когда я прошел в зал ожидания, там меня уже ждала она, молодая девушка с длинными волнистыми волосами (оказалось, что они цвета мёда), лежавшая когда-то давно на кушетке под моим отцом.
- Отдай.
Я достал сердце (оно продолжало пульсировать) и вложил в ее раскрытую ладонь. Она развернулась на каблуках и пошла прочь. И тут я понял. Мне позволили заглянуть в замочную скважину, в эту щёлочку, понаблюдать за извечным ходом времени, за тем порядком, который завели задолго до меня и до моего отца. Ключ мне не принадлежал, как и я не принадлежал этому городу. Я просто лишняя деталь, меня и выбросить не жаль... Через час я уже сидел в вагоне, а ещё через час я уже забыл обо всём. За окном мерно выстукивали колёса поезда, а наверху, в небе, горела синяя луна.
7264