Рецензия на книгу
Момент истины
Владимир Богомолов
Аноним27 сентября 2018 г.Катарсис
Началось с моба, зародившегося в недрах казахстанского Фейсбука: «1 день – 1 друг – 1 книга» По условиям, в течении недели без расшифровок и объяснений нужно было постить ежедневно по одной книжной обложке, пристегивая ее к имени человека из своей френдленты; книги по определению выбирались любимые, друзья читающие и, в полном соответствии с логикой писем счастья, количество участников в скором времени должно было превысить население земного шара. Но то в теории. На практике далеко не каждый читающий так вот легко включится в подобного рода игру: неловко, одолевают сомнения, что семеро смелых откликнутся. А главное – ярмарка тщеславия: не уронить своего достоинства, приняв приглашение от менее статусного члена сообщества; не произвести впечатление дерзновенного, попытавшись пригласить кого-то, сильно превосходящего тебя статусом. Психология плюс социология. Качай, Майя, качай
Среди немногих откликнувшихся была девочка, которая запостила обложку «В августе 44-го» и все сразу начали говорить: О, это гениальная книга! О, это лучший остросюжетный роман о войне! А потом мой любимый писатель на той же ФБ-платформе предложил гипотетическую ситуацию: Представьте, что есть человек, на четверть века выпавший из чтения, какую книгу вы предложили бы ему, чтобы наверняка зацепило? И большинство предложений, исключая совсем подхалимские, снова было связано с романом Богомолова.
А в цикле лекций Дмитрия Быкова «ХХ век в русской литературе» книге отдан 1973 год и по восторгу, с каким Дмитрий Львович рассказывает о ней, можно понять, что вещь, впрямь, стоящая. «Только оставьте свободным от любых дел время на чтение финала, - предупреждает он, - Потому что все равно не сможете оторваться, пока не дочитаете». «Ну, это мы еще посмотрим», - думаю, и предлагаю роман в группе, где все читают (да, есть такие дивные места на свете). И кое-кто соглашается попробовать, а гораздо больше людей говорит: «Да, это потрясающая книга, только оставьте свободным время в финале. Все равно не сможете делать никаких дел, пока не дослушаете» (потому что в этой группе предпочитают аудиокниги).
Слушаю, умудренная опытом пары-тройки тысяч томов своего читательского актива: неплохо, хорошо, классно, но как-то совсем уж терять голову – такого нет. До финала. Когда ловлю себя на том, что поскуливаю и выкрикиваю: «Чё ты делаешь, козел!». А потом хохочу с мстительным удовольствием, стыдясь себя, и все равно хохочу, когда «- Ваську убили. Я жить не буду! – Держите его, он контуженный!» Это ужасно. Это прекрасно. Это по-тря-сающе хорошо. Невероятная, запредельная сила воздействия. Полное и окончательное проникновение под кожу. Как он это сделал? Интересно, что фильм, которого не довелось посмотреть, не производит такого впечатления, сегодня специально спросила у мужа: «Да, было что-то такое» - отвечает.
И все же, как он это делает? Как книга, вышедшая сорок пять лет назад, написанная очень просто без постмодернистских вывертов и метафизических аллюзий. Не содержащая камео звезд, инопланетян, магического реализма, миллиардных состояний, маргинальных персонажей, да без единой постельной сцены – как не утратила актуальности по сей день? Как случилось, что я, убежденная феминистка, пацифистка и антисталинистка во все время чтения ни разу не вскидываюсь от треньканья внутреннего детектора (встроенный напоминатель по Пелевину): ага, вот тут апологию сталинизма пытаются протащить, а здесь грубую маскулинность. Не реагирую, потому что в книге этого нет.
А что есть? Люди, которые делают свою работу с высочайшей степенью профессионализма. По сути, этот шпионский роман – он ведь производственный. Тебе не покажут здесь эффектных драк, погонь и перестрелок. Большую часть времени, герои будут ползать по грязи на четвереньках, разыскивая окурки, надкушенные огурцы (сорт округлый в поперечнике), плексигласовые обертки от сала. Хотя о чем я, погоня таки будет, помните, бодание с фольксом на узкой дороге: «Как вы смели, капитан, пытаться обогнать машину старшего по званию?» (в России испокон веку главная беда, дураки на дорогах, даже когда дело происходит в Польше). И не только на дорогах.
Ты работаешь, день за днем, кропотливо и терпеливо, похожий на зомби от перманентного недосыпа, находишь ниточку, начинаешь аккуратно, чтобы не потревожить паука в середке, сматывать ее и вдруг: трах-бах-тарарах – общевойсковая операция под усиленным контролем Центра (читай – лично Сталина). Кто поймает шпиона, тому полная индульгенция и высшие награды. И никого не волнует, что важные стратегические направления оголены, что агентурная сеть противника спрячется – как и не было ее, а плоды твоих многомесячных трудов пропадут. Ты год за годом кропотливо выводишь новый высокоурожайный морозо- и болезнеустойчивый сорт пшеницы, а по распоряжению другого ретивого дурака, зерно отправляют в помол. Блокадный Ленинград сберег селекционные семена, а на твоей малой родине смололи. И сто генералов загнали в стодол (не знаете, что такое стодол?) Сарай по-польски.
Нет, я не пойму, как Владимир Богомолов сделал свою удивительную книгу. И нет, я не соотношу себя со всеми ее героями, только с Малышом, Андреем (и немного с придурковато-героическим помощником коменданта Игорем). Да мне и без надобности понимать, «как». Довольно того, что в моей личной табели о рангах теперь есть лучшая остросюжетная книга о войне, с которой всякий, гарантирую, переживет свой момент истины - «Бабулька приехала!»
292,2K