Рецензия на книгу
Человек, который принял жену за шляпу
Оливер Сакс
sam2226 сентября 2018 г.Из чего состоит ваша личность? Утратив какой компонент, вы лишитесь ее безвозвратно? Уже не по себе? Давайте разбираться.
Оливер Сакс, британский невролог, в перерывах между приемами пациентов умудрился написать сборник рассказов «Человек, который принял жену за шляпу», а также многие другие.
Автор ставит вопрос: лишает ли психическое расстройство человека собственного «я»? И следует за историями своих пациентов в попытке отыскать ответ.
П. утратил визуальность мира. Он больше не способен эмоционально реагировать на все и всех. Так он спутал жену со шляпой, не различая больше ни людей, ни предметов. Если конкретное больше не абсорбируется в единое целое, если день за днем больше не объединяются в одну жизнь, то остался ли человек сам собой?
Джимми утратил память, Он навсегда остался в 1945, по-прежнему продолжая жить этим периодом. Юм сказал: мы есть ни что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом. Какого рода Я сохранилось у человека, утратившего большую часть этой связки?
У Кристи отказало 6 чувство. Вполне зафиксированное и признанное наукой 6 чувство, именуемое проприоцепцией. Проще говоря, Кристи утратила контроль над своим телом от слова совсем. А Витгенштейн утверждает, что если ты действительно знаешь, что это твоя рука, отсюда следует и все остальное. А вот Кристи вообще не знает, ее ли это тело, и явно хотела бы побеседовать с Витгенштейном об этом, пригласив на беседу Фрейда, который заикнулся о том, что Эго человека есть прежде всего Эго телесное.
Ответ Оливера Сакса в том, что, теряя важный элемент собственной личности, каждый пациент, в итоге умудряется сохранить хоть какой-то другой элемент, не позволяя самому себе исчезнуть бесследно. Для П. это музыка, которая помогает концентрироваться на окружающем мире, для Джимми – беседы с братом, во время которых он все вспоминает, а для Кристи – оптимизм и настойчивость, позволившие овладеть телом благодаря чувству зрения.
«С точки зрения биологии и физиологии мы не так уж сильно отличаемся друг от друга, но каждый из нас совпадает с единым в своем роде сюжетом. Он состоит из впечатлений, чувств, мыслей, действий, слов и рассказов».
Оливер Сакс с первых страниц ставит проблему «романтической» науки и медицины, призывая исследовать недуги пациентов неразрывно с их личностными характеристиками: их историями, мыслями, эмоциями. Весь сборник рассказов построен на идеи поддержания экзистенциальной науки которая сможет открыть новые дороги к пониманию человека.
Например, мир «наивного» сознания пациентов с проблемами в развитии полон и ярок, однако слишком конкретен для «нормы». Они переживают реальность вне схем и категорий, их мир не формален, а художествен.
В подтверждение тому Сакс рассказывает о Ребекке с диагнозом слабоумие, которая не могла открыть ключом дверь, однако была одаренным поэтом. Она осмысляла мир через поэзию.
Близнецы – idiots savants – обладали документальной памятью на цифры, однако не умели складывать и вычислять. Наш мир они воспринимали благодаря магии простых чисел.
Проблема в том, говорит Сакс, что стандартный медицинский подход призваны выявить ряд несоответствий между «нормальным» человеком и, к примеру, умственно отсталым. Имея намерение приспособить таких пациентов к жизни, врачи отнимают у них гениальность. Им требуется не экспертиза, а простой человеческий контакт.
«Человек, который принял жену за шляпу» - это не сборник рассказов о болезни Корсакова, Антона, синдроме Туретта, либо других диагнозах. Это рассказы об удивительных людях с их удивительными историями жизни. Именно такими пациентов видит «романтическая» медицина.4775