Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    sam2226 сентября 2018 г.

    Из чего состоит ваша личность? Утратив какой компонент, вы лишитесь ее безвозвратно? Уже не по себе? Давайте разбираться.

    Оливер Сакс, британский невролог, в перерывах между приемами пациентов умудрился написать сборник рассказов «Человек, который принял жену за шляпу», а также многие другие.

    Автор ставит вопрос: лишает ли психическое расстройство человека собственного «я»? И следует за историями своих пациентов в попытке отыскать ответ.

    П. утратил визуальность мира. Он больше не способен эмоционально реагировать на все и всех. Так он спутал жену со шляпой, не различая больше ни людей, ни предметов. Если конкретное больше не абсорбируется в единое целое, если день за днем больше не объединяются в одну жизнь, то остался ли человек сам собой?

    Джимми утратил память, Он навсегда остался в 1945, по-прежнему продолжая жить этим периодом. Юм сказал: мы есть ни что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом. Какого рода Я сохранилось у человека, утратившего большую часть этой связки?

    У Кристи отказало 6 чувство. Вполне зафиксированное и признанное наукой 6 чувство, именуемое проприоцепцией. Проще говоря, Кристи утратила контроль над своим телом от слова совсем. А Витгенштейн утверждает, что если ты действительно знаешь, что это твоя рука, отсюда следует и все остальное. А вот Кристи вообще не знает, ее ли это тело, и явно хотела бы побеседовать с Витгенштейном об этом, пригласив на беседу Фрейда, который заикнулся о том, что Эго человека есть прежде всего Эго телесное.

    Ответ Оливера Сакса в том, что, теряя важный элемент собственной личности, каждый пациент, в итоге умудряется сохранить хоть какой-то другой элемент, не позволяя самому себе исчезнуть бесследно. Для П. это музыка, которая помогает концентрироваться на окружающем мире, для Джимми – беседы с братом, во время которых он все вспоминает, а для Кристи – оптимизм и настойчивость, позволившие овладеть телом благодаря чувству зрения.

    «С точки зрения биологии и физиологии мы не так уж сильно отличаемся друг от друга, но каждый из нас совпадает с единым в своем роде сюжетом. Он состоит из впечатлений, чувств, мыслей, действий, слов и рассказов».

    Оливер Сакс с первых страниц ставит проблему «романтической» науки и медицины, призывая исследовать недуги пациентов неразрывно с их личностными характеристиками: их историями, мыслями, эмоциями. Весь сборник рассказов построен на идеи поддержания экзистенциальной науки которая сможет открыть новые дороги к пониманию человека.

    Например, мир «наивного» сознания пациентов с проблемами в развитии полон и ярок, однако слишком конкретен для «нормы». Они переживают реальность вне схем и категорий, их мир не формален, а художествен.

    В подтверждение тому Сакс рассказывает о Ребекке с диагнозом слабоумие, которая не могла открыть ключом дверь, однако была одаренным поэтом. Она осмысляла мир через поэзию.

    Близнецы – idiots savants – обладали документальной памятью на цифры, однако не умели складывать и вычислять. Наш мир они воспринимали благодаря магии простых чисел.

    Проблема в том, говорит Сакс, что стандартный медицинский подход призваны выявить ряд несоответствий между «нормальным» человеком и, к примеру, умственно отсталым. Имея намерение приспособить таких пациентов к жизни, врачи отнимают у них гениальность. Им требуется не экспертиза, а простой человеческий контакт.
    «Человек, который принял жену за шляпу» - это не сборник рассказов о болезни Корсакова, Антона, синдроме Туретта, либо других диагнозах. Это рассказы об удивительных людях с их удивительными историями жизни. Именно такими пациентов видит «романтическая» медицина.

    4
    775