Рецензия на книгу
Сага о Форсайтах. Т. 3: Пробуждение. Сдается внаем
Джон Голсуорси
Аноним26 сентября 2018 г.Продолжение саги о Форсайтах, которая вновь возвращает нас к героям предыдущих частей Сомсу и Ирене.
Оба обрели новую семью, оба имеют детей. Кто из них доволен жизнью? Кто наслаждается ею?
Думаю ответ на этот вопрос найдется моментально у каждого, кто хоть немного знаком с характерами наших главных героев.
Как говорится - кто на что горазд. А фоном проходит смена эпох и взглядов, налогообложение собственности, раскрепощение, открытость чувств. В этой части мы будем наблюдать уход эпохи собственничества в обществе и попытки его вернуть, а если и не вернуть, то сохранить в узком кругу, в пределах одной семьи.
Тем не менее, молодое поколение подростает и наступает пора выйти на сцену жизни детям главных героев, в каждом из которых нашли отражение частицы взглядов их собственных родителей: один молод, великодушен, чувственен, немного наивен и готов на все ради тех, кого он любит. Другая же своенравна, тверда и упорна в своих намерениях и желаниях. Что может получиться из такого союза? Смогут ли дети перечеркнуть прошлые события, ранившие их родителей? Сильна ли любовь настолько, чтобы подвергнуть забвению обиды или же прошлое настолько сильно, что оно продолжает диктовать условия жизни в настоящем?
Так много вопросов, так мало ответов. И все они, конечно же, будут ждать в конце романа.на самом деле я вначале активно негодовала такому развитию событий: ну влюбились молодые люди, ну пусть строят свою жизнь, если так хотелось воспрепятствовать этому, надо было в самом начале рассказывать Джону о том, кто "та девочка с платком". А когда пелена спала и все стало ясно, родители очнулись и решили рассказать великую и ужасную правду, поставив конечно же сына в такое положение, где он чувствовал бы себя последним мерзавцем, бросившим мать, неблагодарщиной, наплевавшим на чувства и переживания родителей. При этом, все подается с завидными подробностями, которые сама же мать и одобряет, ведь надо рассказать все без купюр, но не самой, а переложить это на плечи мужа, а муж сам тоже рассказывать сыну не хочет, ведь нужно будет потом делать что-то с расстроенным, если не сказать морально уничтоженным (памятуя о его тонкой душевной организации) юнцом. Поэтому он решает написать письмо, отдать его в руки сыну, предварительно понагнетав интригу из серии "не женись на Флёр, но я не скажу почему, просто поверь мне" и оставить его одного. А потом для пущего эфекта умереть. Оставив его одного, рядом с неземной матерью, которая сначала "пиши ему все как есть и я одобряю фразу в письме - Сын, брось Флёр ради матери, а то она будет страдать", а потом "не обращай на меня внимание, поступай как знаешь". В общем чистой воды манипуляции, сначала автора, потом матери и отца. И конечно же он решается бросить ради матери любимую, он страдает, мать страдает, я негодую. Но лишь последующее поведение Флёр хоть как-то оправдывает решение автора разорвать их связь: она проявляет те же собственнические наклонности, пусть и не такие выраженные сейчас, но безусловно развившиеся бы в будущем, как и у своего отца. Когда она пытается склонить Джона к решению не оставлять ее, начинает потихоньку злиться, чувство негодования отпускает. А когда Сомс приезжает в поместье и мысленным взором все разделил, присвоил и удовлетворился, негодование и вовсе уходит. Но все же - сюжет о том, что даже дети не меняются, очень печален. И каждый повторяет судьбу своих родителей - один любит и несчастен, вторая не может любить и несчастна. Грустная история, котоая так и не закончилась хорошо. Или все-таки хорошо?13188