Рецензия на книгу
Nicholas Nickleby
Charles Dickens
Аноним25 сентября 2018 г.Начать сначала или сразу перейти к итогам? Благо, итог моего чтения этой, скажу прямо, совсем немаленькой книги, оказался просто потрясающим. Таким, что я сейчас просто растерялась, не зная, за что хвататься. Так быстро прочлась, на одном дыхании. И хочется сказать и о том, и об этом, и об вот этом. Неожиданные ощущения от Диккенса, не так ли?
Во-первых, никогда не надо забывать, что он потрясающий юморист, и более того - способен с каменной миной, не моргнув глазом, описывать нам с вами персонажей, обстоятельства, предысторию и все на полном серьезе, но у вас не будет сходить с лица улыбка, смех будет рваться с ваших губ, другой вопрос - какой это будет смех.
В первую очередь, конечно, это драма так называемых "йоркширских школ", где воспитанников держали в черном теле, издевались и наказывали так, что мало не покажется. Слава богу, что этому посвящена совсем небольшая часть, но почти на всем протяжении книги автор будет напоминать нам об этом об этом, причем в свойственной ему манере. Но действительно жалко этих детей, а к воспитателям и тем, кто стремился избавиться о них таким образом (отчимов, дядюшек) - только горячее негодование.
А дальше - докуда только не дотягивался могучий талант Диккенса, это судьбы образованной и хорошо воспитанной молодежи из обедневших семей, вынужденных зарабатывать себе на хлеб, как девушек, так и молодых людей. Это страшная история ростовщичества и что она за собой воекла. Или то, как покупали практически в прямом смысле молодых и красивых девушек, но бедных, себе в жены страшные, но богатые старики.
Ну и - мимоходом - как зарабатывали себе на жизнь модистки и, например, миниатюристки, рисовальщицы, гувернантки. Или что из себя могла строить какая-нибудь миссис Никльби, ничего из себя не представляющая или какя-нибудь засидевшаяся невеста, так и рвущаяся к венцу.
А жизнь на и вокруг театральных подмостков! И как ни странно, даже там, чтоб заработать, надо приложить немало труда, а еще больше изворотливости и творческого подъема.
Но главное - люди, попадались разные - хорошие и злые, жадные и щедрые, веселые и неживые будто, всякие, но среди них, пусть не сразу, но находились те , кто мог помочь, кто протягивал руку дружбы, и это самое ценное.
И все-все это живо, смешно, порой недотеписто и ... эх, да что говорить, точное слово, характерный мазок, ярко схваченный звук или говорящая гримаса - все это Чарльз Диккенс, который наряду со своим тезкой Чарльзом Дарвином вылеплял свою историю эволюции.
18800