Рецензия на книгу
Прыжок в длину
Ольга Славникова
Аноним24 сентября 2018 г.МУТНОЕ время
«Прыжок в длину» Ольги Славниковой - роман, с которым у меня завязались непростые отношения. Наверное, потому что у меня было восемь с половиной часов во время рейса «Москва - Владивосток» и мне буквально некуда было от него деться. История такая: спортсмен спасает из под колес автомобиля ребенка и лишается обеих ног. Спасает не потому что благородство и любовь к человечеству, а потому что может, потому что энергия, которая есть у всех спортсменов, сыграла с ним злую шутку. Тут справедливо предположить, что это история одного ампутанта, которого трудно сломать (и невозможно забыть), но нет. Славникова рисует маменькиного сынка, не способного на поступки, который живет за чужой счет и ничем больше не интересуется. Это ли не тип современного молодого человека? Задача не столько художественная, сколько нравоучительная. Но головомойка не случилась, так как автор увлекаясь метафорами, забыла противопоставить героям кого-нибудь хорошего и настоящего.
Спасенный мальчик под действием плохо завуалированных автором «знаков» (уменьшительно-ласкательное «Женечка» на протяжении всего романа, прозвище «Диавол», внешность а-ля Полиграф Шариков) становится в глазах читателя настоящим злодеем. Напомню, только потому что главный герой спас его ценой в две ноги и тот становится его должником, вечно недостаточно благодарным. В романе упоминаются фразы «добра нет», «неоднозначность добра», «мутация добра». И если верно утверждение, что не так важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя и ненамеренно, то Славникова говорит русскими пословицами:
«За добро не жди добра».
«Своего спасиба не жалей, а на чужое не напрашивайся».
«Я тебя выручил, а ты меня выучил».Помимо Ведерникова (обратите внимание, не какой-нибудь Ведров, а Ведерников) и Караваева, в книге полно сквозных персонажей, которые словно и появляются только для того, чтобы покрасоваться говорящей фамилией, например, «летательной» как Журавлева, Осокина, Мотыляев или «ножной» как Ногина или Разувакина. Все это отдает авантюрой, а что если к Славниковой в руки попал сценарий эпопеи в духе телеканала «Россия» и она поспорила, что превратит эту историю в бестселлер?
Если и стоит читать роман, то ради портретов Славниковой. Никто из писателей так не умеет уродовать своих персонажей. Промолчу про лицо как сырую печень и разбухший рот-мясо в обкусанной шелухе, потому как больше всего досталось глазам:
«пустые зеркальные глаза
с водянистыми мешочками под глазами
странно-сонные глаза
глаза с тяжким ртутным отливом
бледные с мыльной водицей глаза
горелая чернота нечистых белков
самоцветные глаза рептилии
кровью и ржавчиной налитые глаза
желтые как мёд глаза
лишенные блеска глаза
слипающиеся от сладости глаза
глаза - пузыри
бульонный питательный цвет мутных глаз
пасмурные, перламутровые, тревожные, мутные сердитые глаза и т.д.»К слову, у Славниковой все мутное - мутные очки, мутные фотографии, мутные сумерки, мутный воздух, мутный суп, мутное солнце, мутные звезды и даже Киев мутный. Это настолько режет глаз, что возникает резонный вопрос, редактор тоже мутный?
«Прыжок в длину» неприятный роман, не такой, что хочется захлопнуть книгу и помыться, но вот читаешь и никого не жалко, никому не веришь и очень хочется, чтобы все скорее кончилось. Концовка немного сказочная, но с другой разве мы бы согласились?
7711