Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Death's End

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2018 г.

    Вечное проклятие продолжений

    Было интересно почитать о современных госмогонических интерпретациях учений Циолковского, Вернадского и иже с ними.
    Мне очень понравилось, что люди, пусть только в книге, но таки достигли управляемого термоядерного синтеза (УТС). Токамаки люди пытаются строить уже лет 70. Вспомнился журнал 1990 года "Наука и человечество", в котором был прогноз о начале практического использования УТС уже к 2015 году и одновременном начале радикального падения цен на электроэнергию к 2030. Взглянул на ценник киловатта в квитанции. Навернулась слеза.
    Это произведение является идейным продолжением дела Артура Кларка ( «Конец детства» ) и достойным представителем социальной фантастики, заложенной Айзеком Азимовым.
    В общем и целом - считаю затраченное время не напрасным...
    Дежурные хвалебные оды окончены.

    Переходим к критике. Спойлеры - будут.
    Весь цикл произведения позиционируется как "научная фантастика". Для меня это странно.

    Первая часть имела отличное историческое вступление и пыталась решать поставленные задачи адекватными и посильными для человечества методами с отсылками на рабочие гипотезы и теории реальных учёных.
    Вердикт: имеет право на тег "Hard Sci-Fi".

    Вторая часть - пока ещё с хорошей долей логичности окунает нас в будущее человечества (перед которым стоит нетривиальный по своей природе вызов) посредством доводов и размышлений "а как оно могло бы быть". Стоит отметить теорию "Тёмного леса". Её аналоги встречаются в литературе подобного рода на каждом шагу, но тут она имеет характерную особенность (за что Лю Цысиню отдельная моя, ничего незначащая, благодарность): разум, который нам даже не обнаружить или уровень которого не поддаётся с нашей стороны анализу, не будет вычислять степень нашей для него опасности, со всеми своими "Сферами Дайсона" и "Кольцами Нивена", не будет думать о том, как заиметь ещё одну бесхозную звезду. Он просто произведёт упреждающий удар, уничтожая звёздную систему целиком. Так, между делом, пока напевает любимую песенку или отмахивается от мух (или, что там они - для нас боги, могут ещё делать? : )
    Вердикт: ставлю тег "Soft Sci-Fi с элементами космической фантастики".

    Третья часть. Галопом по Европам (причём там реально ХD фигурирует спутник Юпитера). Нет, я всё понимаю. Цикл "Память о прошлом Земли" нуждался в каком-никаком завершении. Но ТАКОЙ точки я простить не смогу.
    Я говорю не о философской подоплёке, которая здесь, к слову, вся сводится к концепции "Инь и Ян".
    Я говорю об уровне исполнения.
    Начиная "космическими убежищами" (которые куда лучше проработаны даже в Sidonia no Kishi) и заканчивая невнятными попытками изобразить отличия человека "общей эры" или будущего человечества от "галактической ветви людей".
    Автор настолько "углубляется в дебри физики", что совершает детские ошибки, которые ДАЖЕ произведения уровня Марсианин себе не позволяли.
    Расписывать всё замеченное не стану, так как всегда приятнее писать о понравившемся. Упомяну лишь об одном, но весьма красноречивом моменте, а именно - о бегстве «Ореола» из Солнечной системы:


    — Нет. Вам нужно улетать сейчас! — Ло Цзи сердито стукнул палкой о землю, отчего сам тут же подлетел вверх. — Никто не знает, насколько быстрее идет сейчас коллапс. Вы должны выполнить вашу задачу! Будем держать связь по радио — это всё равно что оставаться вместе.
    Чэн Синь мгновение колебалась, затем кивнула:
    — Хорошо. Мы улетаем. Будьте на связи!

    По радио. Радио, Карл! Не грависвязь, и не связь, основанная на нейтрино. Я так понимаю, на Плутоне «Музей цивилизации Земли» был построен по примитивным технологиям "общей эры" в надежде на то, что так он дольше просуществует. Ведь известно, чем проще система, тем меньшая возможность возникновения ошибок ==> она будет более работо- и жизнеспособной. Так, отлично, автор - хозяин, а, значит, имеет право. Что мы знаем о радио? Это электро-магнитная волна... Как и свет. Т.е. в их природе лежат одинаковые принципы и законы.

    И что же мы далее наблюдаем? Разговор он-лайн с Ло Цзы, находящимся на Плутоне. В прямом эфире. Без неизбежных "временных задержек", необходимых на то, чтобы электромагнитной волне со скоростью света дойти до приёмника и вернуться обратно (у нас тут диалог). Например, при эксперименте по определению расстояния от Земли до Луны, радиосигнал имел задержку порядка 2-х секунд. А это всего-то 2384000 км - мелочь по космическим масштабам (до Марса - уже больше 6-ти минут). Не забываем - светолёт «Ореол» хоть и движется пока не со световой, но уже со значительной скоростью и ускорением, обгоняя соседние обычные космолёты. Если же допустить,что для сохранения возможности диалога корабль стартовал с очень и очень малым ускорением, то... Он должен будет достичь "скорости убегания", чтобы вырваться от засасывающей его обратно уже схлопнувшейся двумерной Солнечной системы. Как далеко? Больше светового года (граница Солнечной системы). Ну - удачи...

    Сюда же стоит отнести неполное понимание автором масштабов расстояний между Солнцем и планетами. Когда, экипаж «Ореола» смотрит в небо Плутона - он видит, В И Д И Т, как Солнце и другие планеты гибнут, переходя в плоский двумерный мир. И то, что свету необходимо 4 часа на то, чтобы добраться до наблюдателей на Плутоне для автора так же ничего не значит. За это время не то, что юпитерианские колонии испустили бы дух - сам Плутон оказался бы в такой близости от горизонта событий, что они даже не успели бы погрузиться на корабль : )

    Конечно же, многое у Ли Цысиня получилось. Но всё это относится к академическим и общепринятым (а то, как бы я заметил ошибки : ) знаниям, которым уже не одно десятилетие. К "вопросу о физике процессов" претензий больше не имею.

    Ещё в книге вспоминают об ответственности цивилизаций за рост энтропии во Вселенной.


    «Информация от Возвратников: общая масса нашей Вселенной упала ниже критической отметки. Вселенная из закрытой станет открытой, начнет неограниченно расширяться и медленно погибнет. С ней уйдет вся жизнь и вся память. Пожалуйста, верните массу, которую вы отняли, и отправьте в новую Вселенную только ваши воспоминания».

    Я скорее уверую в концепцию энтропии, приведённую здесь : ) Автор правда сам так думает? В его понимании энтропия (как мера роста хаоса) похожа на воздух? Меньше народу - больше кислороду? Или в реалиях китайского общества по другому нельзя и без такой "обязаловки" о "всеобщей ответственности" просто не обойтись? Видимо, не просто так в Китае один (!) часовой пояс, привязанный ко времени в Пекине, тогда как для такой протяжённости страны по параллели "в норме" их должно было быть не менее пяти. Только представьте: в западных провинциях (в зависимости от времени года) обеденное время начинается с рассветом. Зато единообразие...

    А, учитывая, сколько было сносок переводчиков "о допущенных автором фактических неточностях" внутри своего же произведения... Впрочем, чего я жду от сиквелов и прочих продолжений? А ничего не жду...
    Вердикт: (x(x(xx(Oo)xx)_x)x)

    ______________________________
    *
    UPD: Недавно встретил несколько иную информацию по часовым поясам в Китае. Грубо говоря, ложатся и встают люди по солнечному циклу независимо от того, что показывают стрелки. Например, на восточном побережьи страны рабочий день длится с 8:00 до 17:00, а на востоке с 10:00 до 19:00. Кроме того, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, расположенном на северо-западе страны и наиболее удалённом от Пекина (в котором по Всемирному координированному времени значение часового пояса составляет UTC+8), введено т.н. "время Урумчи" UTC+6, т.е. "отстающее" от Пекинского на 2 часа.

    Содержит спойлеры
    16
    813