Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ Сары

Татьяна де Росней

  • Аватар пользователя
    Julia_cherry23 сентября 2018 г.

    Лампомоб-2018
    8/13

    Так случилось, что в очередной раз о противоречивой роли Франции в Холокосте я задумалась, прочитав роман Кристин Ханны "Соловей" - буквально одной неделей раньше, чем открыла "Ключ Сары". На самом деле, конечно, мысль о том, что в оккупированной стране часть населения вполне может быть заодно с оккупантами, и даже помогать им, в литературе поднималась не однажды. Резоны могут быть разные, а результат, как правило, один. После победы "наших" отдельных предателей и коллаборационистов вешают на заборах и подвергают публичному осуждению. А как быть, если они не "отдельные негодяи"? Что делать, если их слишком много?
    Оказывается, самое простое - сделать вид, что все прошло и забыто. Историю пишут победители? Значит, победители и припишут все гнусности военного времени побежденному врагу, сознательно и расчетливо закрыв глаза на собственную нелицеприятную роль в реальных исторических событиях. Это ведь так нормально для человека, считать себя хорошим и оправдывать все свои поступки стечением обстоятельств, чужими злокозненными действиями и прочими "объективными" причинами, любыми способами избегая необходимости взять на себя ответственность за произошедшее. Это ведь так нормально для многих нынешних и прошлых "патриотов" - делать то же самое для собственной страны, даже не пытаясь разобраться в реальных событиях... Ведь куда проще любить романтичный и прекрасный образ родины, чем реальную - не всегда красивую, во многом неправую.
    Словом, мне показалось, что этот переполненный недостатками женской прозы роман - прежде всего именно об этом. Не о факте трагедии на велодроме Вель д’Ивер французских евреев - граждан страны, которых предало собственное правительство. Не о судьбе еврейской девочки, не сумевшей спасти собственного брата. Даже не о двух стариках, которые рисковали собственной жизнью для её спасения. И уж конечно не о переживаниях американской журналистки Джулии - эту линию в романе я вообще считаю провальной. Самое сильное в этой книге, и пожалуй, именно поэтому я поставила роману довольно высокую оценку, мысль о том, что нельзя прятаться за спасительными шорами лже-патриотизма, нельзя замалчивать реальные факты истории, даже если они разрушают светлый образ человека или целой страны. Нужно знать. Нужно точно знать факты, чтобы разобравшись в причинах, попытаться сделать выводы, став лучше. Любой, даже негативный, опыт - позволяет это совершить. Замалчивание, ложь - оставляют нас прежними.
    А этот роман, точнее его главная тема - попытка рассказать всем, кто постарался забыть или просто никогда не знал, о событиях, начало которым дало 16 июля 1942 года в Париже. Всего через день после главного национального праздника, всего за три года до конца войны...
    Вот именно за эту попытку я и поставила свою оценку книге, чисто литературные достоинства которой мне показались весьма сомнительными. Кстати, у американки Кристин Ханны всё то же вышло намного сильнее.

    19
    1,7K