Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Почти серьезно...

Юрий Никулин

  • Аватар пользователя
    Sanckt22 сентября 2018 г.

    Биографий я перечитал достаточно много и не думал, что данная книжка окажется для меня интересной. Меня просто привлекала харизма Юрия Никулина. Великий советский актёр, прошедший Великую Отечественную войну, ставший одним из многих символов той эпохи. Ещё он был клоуном. Наверное, это всё, что я бы мог о нём вспомнить до прочтения.


    В боях за освобождение Риги мы понесли большие потери в людях и технике. В Риге пробыли недолго. А затем нас отвезли в городок Валмиеру для переформирования и отдыха. Из Валмиеры я послал родителям два бруска солёного масла, кусок сала, банку засахаренного мёду - всё это купил у местных жителей. Отправляя посылку, не очень-то верил, что она дойдёт до Москвы - столица казалась далёким-далёким городом. Но родители всё получили и прислали восторженное письмо.

    Обратите внимание, что, кроме всего описанного, Никулин был "прибалтийским оккупантом", который своим кирзовым сапогом топтал демократии и, ухмыляясь, насиловал молодых прибалток и силой тащил из их домов провизию. А чего вы смеётесь? Ведь "прибалтийские тигры" именно так сегодня преподают у себя в незалежных историю. Но это отступление. На самом деле я хотел восхититься тем, что уже к концу войны простой парень мог послать через ещё незавершившее боевые действия государство посылку и она доходила до адресата. А потом ещё письмо получал назад. На этом фоне очень интересно смотрятся рассуждения плеяды авторов о том, какие совки были мрази и до, и после, и во время войны, как всё отовсюду тащили, были вечно немытыми и пьяными. Наверное, где-то Никулин и редактировал свою книгу в угоду властным настроениям, но книга издавалась порядка двадцати раз, в том числе, конечно, и после уничтожения Советского Союза. Ну можно же было написать, наконец, какой-нибудь правды, в конце концов! Но нет!


    Во Владивостоке мы давали в неделю по четырнадцать-пятнадцать представлений. В одну из суббот выступали пять раз. Первое выступление - для пленных японцев - начиналось в девять утра. Пора начинать, а в зале стоит непривычная тишина. Посмотрели мы из-за занавеса и всё поняли: японцы молились. Наконец началось представление.

    Где пытки? Где истязания пленных? Или, наоборот: зачем тоталитарный совок тратит деньги на выступление перед этими прокажёнными? Ведь мог же Юрий Владимирович написать нечто подобное? Мог? Что ему, жалко? Но Никулин почему-то пишет о другом: о непростой жизни, о своих коллегах, о замечательных впечатлениях. Да этот странный человек даже Сталина упоминает в книге всего дважды: один раз в связи с тем, что вождь назначил на должность управляющего цирками человека, который после войны организовал это дело как следует, а второй раз я даже уже не помню в связи с чем, но контекст был нейтральный. Думаете, у Никулина не было проблем с властью и вообще с людьми? Да щаз! Самодуры директора цирков, шофёры подшофе, старающиеся выудить лишний билетик на концерт, коллеги, относящиеся к своему делу без энтузиазма - проблемы есть всегда. Обвинять в них власть? Серьёзно?


    После представления Мусля, напившись, решил пойти с одним из акробатов посмотреть - такое им взбрело в голову, - как живут люди в Турции. Пьяный акробат убедил Муслю, что Турция находится за горкой, недалеко от цирка. Для храбрости они выпили ещё, вышли из цирка, добрели до какой-то горки, легли на землю и поползли в Турцию. Ползли всю ночь. Выбились из сил и к утру заснули. Днём проснулись. Руки, ноги разодраны. Одежда порвана. Оказывается, они всю ночь ползали вокруг одного пригорка на окраине Еревана...

    Что странно, обличители авторитаризма таких персонажей как-то не особо описывают. Ведь от чего может пить человек? Ну конечно от тоталитаризма! Он борец! Всё, теорема доказана. А Никулин интересуется их жизнью, они его товарищи, кто-то переживает не лучший этап своей жизни. Я честно скажу, что ничего не понимаю в выездных визах в СССР, этот вопрос мне предстоит разобрать и изучить. Но сами по себе, с моей точки зрения, выездные визы не являютяс чем-то страшным. Они не могут являться оправданием для преступлений против Родины. Изучи вопрос, пойми, почему они введены, положи жизнь на то, чтобы их отменить и после этого вступай в диссиденты. А если не хочешь этого делать - нахрен. Просто иди нахрен и получай удовольствие от жизни без заграницы как-нибудь, у тебя и без этого есть масса возможностей провести полноценную жизнь. Опять же, это только моё мнение, я его стараюсь не навязывать и считаю, что выездные визы на сегодняшний день, скорее всего, мера очень странная, неспособная достичь каких-либо позитивных целей - всё есть в интернете. Но в СССР, стране, которая первой в мире начала массовый эксперимент по очеловечиванию населения путём введения 8-ми часовых рабочих смен и оплачиваемых декретных отпусков, наверное, было необходимостью. Повторюсь - я этот вопрос для себя буду изучать, т.к. слабо в нём разбираюсь.

    Напоследок, наверное, хотелось бы отметить тот факт, что Никулин имел честь работать с Шолоховым и Шукшиным, например. К моей скорби и стыду я никогда не интересовался этими замечательными людьми и их произведениями. После прочтения биографии Юрия Владимировича, желание ознакомится появилось. Как минимум для того, чтобы понять, в каком окружении жил и творил Никулин. Как получались те фильмы, представления, книги, музыка, которые его вдохновляли. Какие люди и как всё это делали. Какие у них были устремления. Потому что время изменилось, страну нужно собирать заново, как-то понимать, зачем жить, растить детей и чему их учить. Хотелось бы, чтобы и они знакомились с творчеством именно таких людей, как Юрий Владимирович Никулин.

    12
    659