Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

Мишель Фуко

  • Аватар пользователя
    Espurr20 сентября 2018 г.

    Прощание с тюльмой

    Когда я была маленькой, мы переехали в новый район, и рядом с нашим домом был только один детский садик. Как я узнала уже взрослой, садик был не обычный, а «ментовский». Меня туда пристроили через знакомых знакомых, и скоро у меня появилась новая любимая игра — «Тюльма». Я строила из Лего дом без окон и дверей и сажала туда человечка. Родители выманивали меня из комнаты, освобождали узника и прятали. Затем я его находила, ругала и снова отправляла за решётку. Понятия не имею, почему меня не показали детскому психологу, но с тех пор у меня есть некое странное влечение к теме тюрем, особенно российских.

    Поэтому когда в «Долгой прогулке» выпало «Надзирать и наказывать» я, вопреки капитанскому обыкновению, первая бросилась выбирать. И да, мне безумно понравилось, хотя читать Фуко перебежками в метро (а в этом месяце получалось только так) — глубоко неправильно, не пытайтесь повторить это сами.

    «Надзирать и наказывать» — это нон-фикшн (анти)утопия. Причём, идеальная, потому что понравится абсолютно всем: свободолюбивым либералам пощекочет нервы, любителям тоталитаризма позволит мечтательно повздыхать, а борцунам с системой почесать кулаки. Далёким от политики людям просто будет любопытно почитать офигительные истории про казни и тюрьму. Например:


    «Одна служанка из Камбрэ, убившая хозяйку, по приговору должна была быть доставлена на место казни в повозке, "используемой для уборки нечистот с перекрестков". Здесь надлежало "возвести виселицу, у подножия ее поставить то самое кресло, в котором сидела упомянутая Лалё, хозяйка, в момент убийства; посадить в это кресло служанку; исполнителю высшего правосудия надлежит отсечь ей правую кисть, в ее присутствии бросить кисть в огонь и сразу после этого нанести ей четыре удара косарем, которым она убила названную Лалё, причем первый и второй удары – в голову, третий – в левое предплечье, а четвертый – в грудь; после этого надлежит повесить ее на упомянутой виселице и оставить до наступления смерти от удушья; по истечении двух часов снять труп, отделить голову у подножия упомянутой виселицы на упомянутом эшафоте тем же косарем, коим она убила хозяйку; оную голову водрузить на кол высотой в двадцать футов и выставить у ворот вышеозначенного города Камбрэ, на обочине дороги, что ведет в Дуэ; обезглавленное тело поместить в мешок и зарыть у вышеозначенного кола на глубину десять футов».

    Просто замечательное чтиво, я считаю. Но Фуко расписывает сцены не (только) ради того, чтобы привлечь внимание читателей: казнь, по его мнению, выполняет множество ролей, и наказание далеко не самое главное. Этот кровавый спектакль утверждает власть короля, демонстрирует связь между преступлением и наказанием, в конце концов, ну очень доходчиво объясняет людям, как делать нельзя. А еще от казней в пользу тюрьмы отказались вовсе не из-за внезапно проявившегося гуманизма, всему виной — (в том числе) индустриализация. Впрочем, мне не очень хочется криво пересказывать мысли Фуко, искренне советую почитать первоисточник.

    Если взглянуть на мир глазами Фуко, то тюремные дисциплинарные элементы можно обнаружить практически во всех общественных институтах. В школе парты-клетки, перекличка, дневники и журналы; на работе столы-клетки, распорядок дня и система штрафов и премий; даже в больнице, и то жизнь по распорядку, строгая диета, регулярный обход врачей. Если взглянуть через очки Фуко на современное общество и приправить нотками конспирологии и паранойи, то дисциплинарный паноптикум можно увидеть, например, в планировке офисов (здравствуй, опенспейс с камерами наблюдения!) или в распространении технологий (привет, мой куратор из ФСБ!).

    Но надо признать, что продираться через текст не очень просто: да там множество потрясающих примеров и ярких деталей, но и достаточно повторяющихся и довольно нудных размышлений. Впрочем, как и в любой философской прозе. С одной стороны, это хорошо, когда ты не до конца понял мысль, и тебе её разложили несколькими способами на протяжении главы. С другой, если уж ты понял сразу, то будь добр несколько страниц читать ту же песню, но на новый лад.

    Странно говорить такое про нон-фикшн, но самое грустное в книге — её концовка. Фуко трепетно описывал казни и наказания, чтобы прийти к выводу, что они в общем-то бесполезны и ломают человеческую жизнь. А когда вспоминаешь, сколько невинных людей попало за решётку, и сколько на самом деле виноватых избежало наказания, всё очарование темы сходит на нет. Ты закрываешь книгу, открываешь новости и видишь очередную новость о сроке за репост. Привет, осенняя хандра. Пока любовь к игре в «тюльму». Оставайся в «ментовском» детском садике.

    14
    906