Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним19 сентября 2018 г.Немного о безысходности
Вот и добрался я в конце концов до «Триумфальной арки”. Собственно, именно после прочтения этой книги Ремарк когда-то уверенно встал в один ряд с теми немногими немецкими авторами творчеством которых я потихоньку восхищаюсь, и право, есть за что. Пожалуй, дабы не мудрствовать лукаво, охарактеризую произведение всего тремя словами: красиво, проникновенно, тревожно.
Роман красив во многих аспектах, начиная от структуры повествования и манеры подачи материала, заканчивая «языком» и мыслями этим языком выраженными. Не берусь судить в чем именно из вышеприведенного скрывается львиная доля причин по которым книга столь популярна, но к сожалению, именно в красоте произведения и кроется единственный минус, а именно, неимоверно огромная цитируемость на всех возможных уровнях. Начиная от количества цитат на ЛЛ, до пестрящего цитатами «Эриха и Марии Ремарков» «ВК». Плохо, когда эмоции при прочтении первоисточника лишь вторичны перед «ванильными пабликами» в социальных сетях.
Роман полон живыми, великолепно прописанными персонажами: Хааке и Морозов, Эжени и Вебер, Кэт и Дюран. Все они неотъемлемые частички общей картины, и появление каждого преследует строго определенную цель. Впечатлила и любовная линия, Жоан, живо напомнила одну старую подругу, бывшую некогда супругой одного из моих товарищей. Эта самая подруга, точно также любила по нескольку человек одновременно, объясняя все «разной» любовью, правда мой товарищ не оказался настолько же мудр и терпим как Равик. Ну и конечно я безусловно симпатизирую главному герою, где же еще придется полюбоваться на подобный, поразительной глубины, холодный и рассудительный разум в столь интересных декорациях.
Немного поразмыслив можно легко найти несколько основных тем, коими пропитан роман, но именно тревожное ожидание становится лейтмотивом всей книги. Здесь и ожидание Равиком поимки и высылки, и тема преддверия грядущей войны, которая в заключительной части ощущается уже практически кожей. Здесь Жоан боится потерять Равика, Равик упустить Хааке, Кэт живет со смертельным диагнозом. И это, и многое другое порождает собой ту неповторимую атмосферу, которая и придает произведению мрачную прелесть. На фоне всего происходящего даже количество сцен с употреблением алкоголя начинает казаться вполне себе нормальным, и соответствующим духу.
Было бы глупо не отметить, что роман достоин самой высокой оценки, и конечно, стоит отдать должное блестящей работе переводчика, ведь именно благодаря его стараниям впечатления получились столь красочными и для русскоязычного читателя. Пожалуй, из четырех прочитанных мной произведений автора именно “Триумфальная арка” безоговорочно занимает первое место.161,5K