Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

Мишель Фуко

  • Аватар пользователя
    vvkcher217 сентября 2018 г.

    Пути livelibа неисповедимы, сама я бы никогда не добралась до Фуко, а если бы добралась, то бросила бы со второй главы. Потому что первая хоть и описывает казни во всех подробностях дает хоть какую-никакую интересную информацию для совсем неподготовленных. Начиная со второй главы автор исследует и препарирует все суть пенитенциарной системы.
    Он говорит о том, что помимо очевидных смыслов публичная казнь, например, несет в себе доказательство могущества власти. По этому, после захвата городов, после захвата власти и подавления восстаний первое,что происходит - это массовые казни/заключения, таким образом правители восстанавливают свой авторитет, показывают свое превосходство и всемогущество.


    Публичную пытку следует понимать не только как судебный, но и как политический ритуал. Даже во второстепенных случаях ее применения она принадлежит к церемониям, посредством которых власть показывает себя.

    К слову о пытках, интересно следующее мнение:


    Душа в ее исторической реальности, в отличие от души в представлении христианской теологии, не рождается греховной и требующей наказания, но порождается процедурами наказания, надзора и принуждения.

    Мне кажется, эта точка зрения, хоть и не так сформулированная, имела место в российском сознании от начала времен, ведь что в нашей литературе, что в истории люди настолько привыкли страдать, что считают тяжести жизни единственным способом обрести счастье и стать настоящим человеком.
    Автор рассказывает, как со временем государство и правосудие дистанцируется от осужденных, возводит между собой и ними множество уровней, этой же цели служит и гильотина. Помимо того,что это быстрый и гуманный способ казни, это устройство позволяет правосудию не пачкать руки, теперь уже не палач и судебная система казнят человека, а некое устройство, не ассоциирующееся со властью. Чем дальше, тем больше препятствий, устройств и различных служб становится между наказуемым и наказывающим.
    Со временем и суть наказания меняется. Это уже не "получи тоже самое,что совершил", а скорее "если сделаешь то-то, то получишь вот это", система наказаний сместилась от собственно наказания к осознанию возможности наказания.


    «Для достижения цели наказания достаточно, чтобы причиняемое им зло превышало выгоду, которую виновный мог бы извлечь из преступления»

    Интересно мнение о том, что тюрьма несомненно рождает рецидивизм, но вот отсидевшие становятся более безопасными для государства, у них больше нет сил и возможностей собираться в массы и, например, устраивать восстания. Человек таким образом обезвреживается и становится способным только на "мелкие" правонарушения, преступления против отельных лиц/ общества, а не государства.
    Ко всему прочему, автор рассматривает становление дисциплины, как способа управлять и следить за группой людей, при чем эта группа может быть как военными, рабочими, так и детьми. Как оказалось, не зря дети считают школу тюрьмой, работает то она по тому же принципу: жесткое расписание, возможность следить за каждым, постоянное занятие чем либо, чтобы избежать неподобающего поведения.
    В целом, автор высказывает множество интересных мыслей, но сама книга для неподготовленного читателя абсолютно неудобоваримая, Фуко пишет сложными канцелярскими предложениями, используя юридические термины и искусственно усложняя то, что можно сказать более простым языком. Общее ощущение от книги - как будто посидел на лекции по далекой от тебя теме, которая вроде бы интересна, но лектор настолько скучный, что выцепишь ты оттуда только пару мыслей, в остальное время ты борешься со сном и пытаешься ухватить нить повествования.
    Осознанное восприятие написанного появляется только спустя несколько дней после прочтения, потому что первое время единственная мысль о книге: "как хорошо, что это мучение закончилось".

    5
    319