Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цвет слоновой кошки

Ольга Миклашевская

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2018 г.

    Классификация зла и проблемные матери

    Книга Ольги Миклашевской Цвет слоновой кошки.

    Я прочитал эту школьную повесть от нечего делать и ради забавы. Было любопытно посмотреть, что вообще можно написать в 25 лет. В общем ожидания у меня были занижены, но книга меня приятно удивила. Во-первых, она достаточно легко читается, при чем, из-за маленького объема (меньше 200 страниц), - буквально в один присест.
    Во-вторых, там есть достаточно неожиданные повороты (их 2), когда резко меняется угол зрения на происходящее.
    И наконец, автор поднимает какие-никакие вопросы. И главный из них - это проблема добра и зла. Если я правильно уловил парадигму, то она следующая: полагать, что зла не существует и все люди по-своему добрые - ошибка. Нет, есть плохие люди и есть зло само по себе. Да и, вообще, как мне показалось книга пытается дать определение тому, что есть зло. Может быть поэтому в ней практически нет положительных (в смысле, хороших/добрых) персонажей. Поднимается тема иллюзии значимости сиюминутных отношений. В смысле, вот сейчас - это кажется самым главным, а через пару месяцев школьник поступает в ВУЗ и думать про это забывает. Ну и то, чего в книге с избытком - проблема детей, брошенных (в прямом или переносном смысле) своими матерями.

    Дальше СПОЙЛЕРЫ!!!

    .

    У нас тут четыре злых женских персонажа. Это Аня Турбо (главная героиня), её мать и мачеха, плюс Анина подруга - Ирина. У Ани и Ирины проблемы с матерями. Аню мать бросила, предпочитая жить за границей и строить свою жизнь и свою карьеру писательницы отдельно от дочери. Дочь же осталась на попечении отца, а после его смерти, на попечении мачехи - Леры, которая старше падчерицы всего лет на 13. Живут скромно, денег нет.
    Зато деньги есть у Ирины (подруга Ани), однако ей от этого не легче. Её мать, в данный момент, отдыхает за границей, и судя по всему, дочерью не занимается, тоже бросила, хотя и, как бы, неофициально.
    Друг Ани Костя, в отличие от девчонок, живет в образцово показательной семье. Но и ему не просто. В детстве был момент, когда родители его просто забыли (опять-таки бросили) гуляя в парке. После этого он вырос малообщительным и замкнутым юношей. И вот ему 17 лет и история повторяется. Один из родителей заводит интрижку на стороне и, по большому счету, снова бросает Костю. И как Вы думает- мать или отец? Снова мать, вопреки всем шаблонам таких историй.
    То есть у нас тут история про старые тяжелые недоотношения с матерями. Три таких истории и выросшие из них три подростка с подпорченными характерами. Костя - замкнутый и нелюдимый. Ира инсценирует собственное похищение, чтобы посмотреть что будет, надеясь, что может быть даже матери сообщат... Аня часто меняет парней (в хорошем смысле) и манипулирует ими на высшем уровне боевого НЛП) К примеру, одного из мальчиков довела до самоубийства. Повторюсь всё это делается (и Аней и Ириной) из чистого детского любопытства: посмотреть, а что будет...
    И это у нас, видимо, один из вариантов зла. Вот такая категория нехороших людей. Они встали на путь зла не совсем по своей воле, а, вероятно, в силу желания догнать своих матерей, понравиться им, привлечь их внимание ну или стать такими же как они. Этакое вторичное зло и даже, скорее, не зло. Просто нехорошие люди (это моя классификация по мотивам повести, автор тут не при чем).
    Первичное зло представлено матерью и мачехой Ани. Мать - это расчетливая и успешная женщина, которая отказалась от дочери не потому, что так получилось, а именно ради выгоды. Это успешное и расчетливое зло. Мачеха - Лера имеет диагноз психопатия. И это она отравила своего мужа, отца Ани. Я тут не совсем понял, что имеет в виду автор. Лера это сделала из-за болезни или заболела из-за этого поступка. К слову, с позиций психиатрии, стать психопатом после убийства вряд ли возможно. Но всегда же может быть литературная условность... В общем, мне сложно анализировать этого персонажа. Мне показалось, что, всё же, она совершила убийство в силу болезни. И значит в нашу классификацию зла можно внести и ещё одну категорию - зло по биологическим причинам. Зло, которое родилось злом, а не сделало выбор (как мать Ани) или поддалось влиянию (как сама Аня).
    Кстати, хороших персонажей, как по мне, в произведении вовсе нет. Тамара - вторая подруга Ани, представлена как "нормальная" (среднестатистическая) девушка. По мнению Ани, кстати, мужчинам именно такие "нормальные" и нужны. Аня пророчит подруги скорый выход замуж (лет в 25, по-моему) и, я так понял, долгую, прочную семейную жизнь. Но эта "нормальность" показана скучной и неинтересной.
    Что касается Кости, его персонаж симпатичен, но это тоже явно не добро. Ни одного сильного поступка он не совершил, а, наоборот, попытался, что называется, слиться как только дело запахло керосином.
    Ну и ещё по поводу самого повествования, сам финал очень неожиданный, вот только достигается это за счет того, что нам сам автор в конце и говорит, практически от своего имени: Вы тут всё это время сопереживали Лере, а вообще-то не стоило... Сам приём очень забавный. То есть этакий детектив, в котором убийцу так и не нашли, но автор всё-таки в последнем абзаце сам расставил все точки над и, чтобы успокоить читателя. У меня вот родилась следующая ассоциация. Представьте, что Вы читаете "Преступление и наказание", сопереживаете главному герою, вытираете слёзы. А на последней странице Достоевский Вам сообщает, что, на самом деле, Раскольников всё время лгал и лицемерил, чтобы его потом не оставили, а носили ему в тюрьму передачки. Вот как-то так. Не знаю как к этому относиться. Главное, наверное, что это всё-таки вызывает эмоции.

    В общем и целом, книга мне понравилось. Правда в ней есть и минусы.
    Это, конечно, всё вкусовщина, но мне показалось, что повествование немного сбивчивое, есть проблемы с логикой. Такое ощущение, что прямо-таки стояла задача втиснуть историю в эти несчастные 189 страниц и из-за этого нет ощущения цельного произведения, как будто и там, и здесь, местами, всё немного недоделано. Иногда встречаются странный диалоги. Например, когда призрак (тень)) отца исчезает со словами: "Ну всё, мне пора", - это выглядит как-то неуместно. Такая реплика и сцена, по моим ощущениям, как будто взята из Южного парка или Гриффинов. Ну и, кстати, не совсем понятно, чего это вдруг он решил исчезнуть. Что такого произошло в жизни Ани, что она отпустила отца? Непонятно...

    Желаю Ольге творческих успехов.

    16
    1,7K