Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2018 г.

    О, Калифорния...

    «Великая депрессия» в Америке в 30-е годы XX века. Автор исследует проблемы и жизнь фермеров в этот период на примере семьи Джоудов из штата Оклахома. Будучи собственниками земли, семья построила дом и обрабатывает свой участок, живя своим трудом. Жизнь фермера нелегка, тяжёлый ручной труд, неурожаи, страшные пыльные бури, земля истощена. Приходится брать ссуду. И вот уже ты не собственник земли. Ладно, пусть арендатор, ведь живём и работаем по-прежнему. Но крупные компании не желают терпеть убытки от мелких арендаторов с их ведением хозяйства по старинке, неуплатой арендных платежей и жалобами на засуху и неурожай. Есть новые эффективные способы – применение тракторов и прочих сельхозмашин. Долой этих арендаторов и их допотопные мелкие хозяйства. Поля и дворы вспаханы трактором, дома поддеты за угол и выворочены. Собирай свои пожитки и проваливай. В качестве компенсации за сломанный дом, развороченный двор и развороченную жизнь дают рекламные листовки с приглашением приехать в Калифорнию, где обещается работа и заработки. Где виноградники и апельсиновые рощи, где райский климат и снимают по три урожая в год. А до этой земли обетованной желанной, между прочим, 2000 миль. Джоуды решаются и отправляются в путь. И это не частный случай отдельных неудачников – таких семей в Оклахоме, Арканзасе, Техасе набирается тысячи и сотни тысяч. Задача крупного капитала и их агентов выполнена - людей согнали с земли. А проблемы этих людей в Калифорнии – это проблема штата Калифорния.

    И начинаются дорожные и бесприютные мытарства семьи Джоудов. Сразу же семья распадается. Старики умерли. Кто-то сбежал. Кто-то всю дорогу порывается сбежать. Дети – Руфь и Уинфилд, не такие уж малыши – 10-12 лет - тоже чувствуют мало общности с семьей. Кажется, что ещё немного, Руфь подрастёт и тоже сбежит от них и не вспомнит. Душевной близости нет. Том, в котором зреет бунтарь, отчаянно и упорно стремится и выжить, и жить так, чтобы уважать себя, только не очень-то это просто. Одна только Мать пытается удержать их всех вместе, поддержать и сплотить семью, ободрить каждого.

    Книга написана очень просто и понятно, по-пролетарски отрывисто и прямолинейно.
    По размышлении над этой книгой я не могу назвать её романом, это такой длинный-длинный, разросшийся на несколько сот страниц журналистский репортаж. В любом классическом европейском романе все сюжетные линии были бы логически приведены к одному знаменателю. Тех, кто откололся от семьи (Ной, Конни) – в европейском романе не бросили бы, исследовали, что с ними стало дальше, все нити обрели бы завершённость, выведена мораль. В этой книге – нет, кто откололся – тот откололся, а мы следуем за семьёй дальше и наблюдаем за ней почти документалистски до какого-то момента, а дальше автор как будто говорит – ну делайте же что-нибудь! Вы же видите, что происходит! Зреют гроздья гнева! Что с героями будет дальше – это вроде как зависит от вас. Ну что ж. Собственно, свою актуальную задачу книга выполнила. После этой нашумевшей книги правительство США занялось проблемами сезонных рабочих.

    Возникли и ещё кое-какие мысли. В начале книги автор говорит про эти семьи, про семью Джоудов, в частности, что деды их воевали с индейцами, отцы - со змеями на полях, а вот с кем теперь воевать им за землю, которую они считают своей родной и кровной и которую теперь у них отобрали. Заметим, что их деды согнали с родной кровной земли коренных жителей – индейцев, стреляли их и уничтожали, как диких зверей, а теперь вот их сгоняют с этой земли, и в чужом штате теперь их считают за дикарей и презрительно называют «оками», бродягами. Это я не к тому, что пришло им возмездие, просто об этом надо помнить всегда, когда читаешь про Америку и американцев, а то иначе может создаться ошибочное представление, что это их родовая земля, на которой жили много веков подряд их предки. Сдаётся мне, что американцы не любят про это вспоминать.

    Может быть, потому, что американцы это молодая нация, они так заново и с пафосом открывают в мире простые древние истины. Например, о выручке и взаимопомощи – что объединяясь вместе и помогая друг другу, легче справиться с бедой и трудностями. В книге это так гордо и громко провозглашается, как будто открывают Америку (извините за каламбур). Россия же всегда жила общинно, и эти истины у неё в крови, поэтому немного улыбнуло. Американцы, как дети, радуются своему открытию. Да, помогли семье Уилсонов, объединились с ними, преодолевая трудности долгого пути. Да, лавочник дал миссис Джоуд сахару на 10 центов взаймы. Пафос, как при совершении подвига. Наверное, потому, что индивидуализм как-то естественней для американца.

    На самом деле книга хорошая и нужная. Тут можно вспомнить и старые простые библейские истины. Можно задуматься и порассуждать о многом. Я, например, чуть ли не впервые серьёзно задумалась о том, что у Соединённых Штатов Америки, этой молодой по сравнению с Европой и Россией страны, на самом деле очень непростая история, что всё там очень сложно, и такое ощущение, что сама земля там горит и кипит и клокочет.

    Прочитано в рамках совместных чтений клуба "Читаем классику вместе".

    Калифорния

    17
    639