Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Life and Death: Twilight Reimagined

Stephenie Meyer

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2018 г.

    Работа над ошибками

    Дело в том, что Беллу частенько подвергали критике за то, что ее постоянно приходилось спасать. Читатели сетовали, что она типичная «дева в беде». На это я всякий раз возражала, что «в беде» человек. Белла — обычное человеческое существо, окруженное в силу обстоятельств супергероями и суперзлодеями. Беллу критиковали также за чрезмерную зацикленность на возлюбленном, как будто это свойственно только девушкам. Я всегда придерживалась мнения, что если бы человеком в этой истории был молодой человек, а вампиром — девушка, история осталась бы той же самой. Если не принимать во внимание аспекты пола и вида, «Сумерки» — это рассказ о волшебстве, исступлении и одержимости первой любви.

    К 10й годовщине выхода "Сумерек" Стефани Майер решила хайпануть на вновь набравшем обороты феминизме, и у неё это, чёрт возьми, получилось.
    ДА.
    "Да, да, да!" - мысль, которая закрутилась в моей голове как пластинка, едва я открыла эту книгу и прочла предисловие от автора, и эта мысль не покидала меня во время всего прочтения. Это именно то, что мне было нужно.

    Оригинальные "Сумерки" я читала один раз, десять лет назад, в возрасте юном, но достаточно осознанном для того, чтоб адекватно оценить прочитанное. На мой взгляд, история не заслужила той критики (потому что давайте объективно, бесполезно с пеной у рта копать в анатомию и физиологию вымышленного вида существ в жанре фэнтези, где всё априори работает на чистой магии без вмешательства науки), которой её один период времени было модно поливать даже тем, кто не был с ней непосредственно знаком. В общем, "Сумерки" были вполне себе съедобны и читабельны, а уж мир в них был продуман получше, чем в выползших позже на вершину "Голодных играх", к примеру. Но в "Сумерках" была одна проблема, которая мешала мне наслаждаться книгой, а именно - избитость и стереотипность главных героев и их ролей в истории. У нас был типичный, якобы плохой, но хороший "принц" на вольво Эдвард, который выступал в роли защитника, и ничем особо не примечательная, столь любимая жанром фэнтези "обычная" да необычная девушка Белла, которую стабильно требовалось защищать. Я совершенно согласна с автором - данный концепт уместен в этой истории, и исходит не от того, что Эдвард парень, а Белла - девушка, а от того, что Эдвард - сверхъестественное существо, а Белла - человек. Но-о... ведь от этого знания избитый тандем "очередная девушка в беде" и "очередной парень-спаситель" не стал интереснее, верно?
    Поэтому, когда я узнала о новой версии, где автор просто взяла и поменяла их ролями, я подумала, что это, пожалуй, лучшая идея, которая только приходила ей в голову. И поскольку у меня всё равно мелькала шальная мысль, а не перечитать ли "Сумерки" свежим взрослым взглядом, я с радостью ухватилась за возможность освежить свои впечатления с несколько иного ракурса....

    ...И мне ЗАШЛО. Зашло с большой заглавной буквы. "Жизнь и смерть" меня буквально затянула. Те несколько дней, что я читала её, я не могла ничего смотреть, не могла читать ничего другого, потому что мне вот настолько не хотелось сбивать витавшую вокруг атмосферу книги. Казалось бы, только пол героям реверснули и финал изменили, а уже из совершенно обычного фэнтези романса "Сумерки" разом обратились в глубокую сатиру на книжные стереотипы с высмеиванием традиционных гендерных ролей в обществе и экскурсом как ПРАВИЛЬНО строить здоровые отношения с партнёром. Насчёт последнего: что мне понравилось, тема вербального согласия на каждое романтическое движение в сторону партнера раскрыта в этой книге ПОЛНОСТЬЮ, и это просто докторская работа на опровержение мнения, что "вопросы убивают всю романтику". Да, если не ошибаюсь, в "Сумерках" тоже были эти моменты, однако в "Жизни и смерти" внимание на них акцентируется больше как раз за счёт того, что изменен пол героев и их роль в отношениях между ними. Сильная, умная, прекрасная девушка-вампир Эдит в роли защитницы, той, кто любит и оберегает, и хрупкий смертный, на первый взгляд, ничем не примечательный парень Бо в роли защищаемого и по уши влюблённого - вот так уже гораздо свежее для сюжета, интереснее и важнее. Потому что важно показывать девочкам и девушкам, что в них тоже есть сила, что они тоже способны не только сложить лапки и ждать, пока придёт мужчина и спасёт их, а спасаться и спасать других самим. На мой взгляд, "Сумерки" становятся в 500 раз круче, когда, читая их, читательницы могут проецировать себя не на вечно спотыкающуюся слабую девушку в спасаемой роли, а на богиню, которая останавливает ладонью машины и вытаскивает из-под них неловких мальчиков. Десять лет назад мне этого очень нехватало.

    Научиться у "Жизни и смерти" есть чему не только у девушек. Эта версия, идущая от лица Бо, гораздо более читабельна для парней, чем "роняющая их достоинство", "девчаковая" версия Беллы. И парням бы стоило её почитать, так как в книге есть весьма много прямых посылов к тому, что


    если вокруг темно, это ещё не значит, что можно лапать, кого вздумается

    и в современном мире очень не помешает об этом лишний раз напомнить. Так же "Жизнь и смерть" напоминает, что говорить о чувствах, обсуждать отношения с любимым человеком, не оставляя недомолвок, не постыдно и не проявление слабости, это важно, это нужно и это нормально. И что хрупкая мужественность парня не переломится по центру от того, что его девушка угостит его обедом или окажется лучше него в якобы "мужских" вещах. То, как Бо относится к тому, что !маленькая девушка! Эдит умнее, красивее и физически сильнее него, и то, с каким восхищением и уважением, без зависти и комплексов об этом говорит - вот, как это должно быть. Честное слово, я бы вставила эту книгу в школьную программу - толку было бы больше, чем от некоторых книг, действительно в неё сейчас всунутых.

    Пара слов о самих героях. В "Сумерках" ни Эдвард, ни Белла меня особо не цепляли как персонажи. Не знаю, как это удалось Стефани Майер, но за Эдит и за Бо в "Жизни и смерти", как вместе так и по отдельности, я готова драться. Бо даже пополнил список моих любимых книжных парней. Остальные Каллены от смены своего пола особо ничего не потеряли и не приобрели, а вот волчицы-квилеты порадовали, как и девчачья версия Джейкоба и то, что её роль в сюжете изменена. Вместо совершенно нелепых романтических потуг, она выступает в роли "младшей сестрёнки" (теперь ей всего 14), что ощущается гораздо приятнее и правильнее.

    В процессе чтения "Жизни и смерти" несколько раз открывала "Сумерки" чтоб сравнить, насколько же изменился слог и сам текст. Как оказалось, практически не изменился - однако заменённое слово тут, подредактированная фраза там, выкинутый кривой абзац, и вуаля! "Жизнь и смерть" заиграла совершенно новыми, куда более складными гранями.

    Так же автор изменила финал, что мне особо понравилось. Не осталось недомолвок в конце, никаких хвостов, которые бы напоминали, что "Жизнь и смерть" всего лишь концепт-черновик "Сумерек". Благодаря новому финалу эту книгу можно считать совершенно самостоятельным произведением, никак к "Сумеркам" ни прикреплённым и не требующим никаких знаний о них. На данном этапе я, пожалуй, даже подписалась бы под петицией о том, чтоб забыть о существовании "оригинала" и оставить только "переосмысление", так как оно гораздо удачнее по всем фронтам. "Жизнь и смерть" - лучший контент, который только появлялся в фендоме сумерек за всё время его существования. Просто спасибо, Стефани Майер, спа-си-бо! Я бы не купила "Сумерки" на свою книжную полку, но заткнитесь и возьмите мои деньги за "Жизнь и смерть".

    Сняла книге половину звезды за тавтологии в тексте - прикосновений к лицу и "ямочек", всё же, был избыток в романтических моментах, так что на это начинаешь обращать внимание - и за некоторую "скомканность" событий в конце. Последнее, возможно, субъективно, так как с расширенными знаниями из книг оригинала краткий обзор на те же самые вещи в финале "Жизни и смерти" показался слишком кратким и, как следствие, не достаточно раскрывшим данные темы. Но не то, чтоб это и было нужно при данной концовке, конечно.

    P|S Суммируя всё вышесказанное, выведу напоследок один-единственный тезис: "Жизнь и смерть" сделала для феминизма больше, чем весь радфем СНГ.

    4
    527