Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Почти серьезно...

Юрий Никулин

  • Аватар пользователя
    Jewel_Sam15 сентября 2018 г.

    Юрий Никулин и его путь к успеху в виде запутанной кривой



    Как начать автобиографию? Зощенко, Аверченко, Светлов рассказывали о своей жизни умно, коротко, выразительно и оригинально. Правда, они писатели, им и положено хорошо писать, А я — клоун. И все, наверно, ждут от меня чего — нибудь особенного, эксцентричного.

    Постойте, думаю я. Какой клоун? Наверное это такой сарказм, он имеет в виду, что ему никогда не давали серьезных ролей, а только комические? Ну ладно. Читаю дальше:


    ДЕНЬ КЛОУНА
    Все в доме еще спят. Тихо. Тикает будильник. Проснулся на пять минут раньше его звонка. Проснулся, стал думать о предстоящих делах. Мысли чередуются примерно так: Хорошо бы поспать еще… Какой придумать механизм для новой репризы, чтобы бутафорские тараканы бежали по манежу? С этим и ложился спать, но во сне ничего не пришло в голову.

    Ээээ, простите, какие бутафорские тараканы?!… Закралось сомнение, а про того ли человека я читаю, может, есть два Юрия Никулина, и я просто этого не знала? Полезла в Википедию и неожиданно для себя узнала, что Юрий Никулин по основной профессии не актер! Наверняка вы в курсе (мой муж, например, надо мной поржал), но для меня, человека нового поколения, это было шоком. Как так, у меня в голове была картинка: Юрий Никулин, жил, родился, поступил в театральное, пошел сниматься в кино, стал известным киноактером, жил припеваючи, а что я получила в результате? Клоуна! :)

    И это действительно автобиография о профессии клоуна, потому что работе в кино посвящено от силы последние 10% книги. Юрий Никулин всегда был и оставался по основной профессии клоуном, об этом и рассказывал. Расстраивался, когда уже в период известности в кино, его приходили смотреть в цирк, только чтобы увидеть актера, ставили завышенные ожидания, а потом разочаровывались, потому что он «обычный». А он такой и был. Но обо всем попорядку.

    Родился Юрий Никулин в любящей семье. Отец писал разные пьесы, фельетоны, сценарии, которые то принимали, то нет, а мама была актрисой, но после рождения ребенка оставила карьеру. В детстве Юра не был хорошим учеником в школе, постоянно пропадал на улице, участвовал в самодеятельности, но не то чтобы много. Ходил в цирк с отцом, клоуны ему нравились больше всего, но как он говорил, «когда я пришел в школу, то понял, что есть много других интересных профессий». Болел за Динамо, хотел поступить в военное училище, но родители отговорили. Сразу после школы его забрали в армию, и он попал как раз на войну с Финляндией. Дисциплина, служба в армии заставила его повзрослеть, и все бы ничего, но отслужив два года, должен был вот-вот демобилизоваться, когда 22 июня фашистская Германия напала на Советский Союз.

    Вот тут моя картинка про известного актера сломалась окончательно и бесповоротно. Ну не может известный киноактер участвовать в Великой Отечественной. Голодать под блокадным Ленинградом, видеть, как убивают его товарищей, как умирают его близкие от голода, уйти из окопа за минуту до разорвавшейся бомбы (просто повезло) и быть фронтовиком. Страшное время, описанное слишком живо и тяжело в этой книге. Но за ним видится реальный человек.

    Когда закончилась война (ПОБЕДА!!), Никулин вернулся домой. Ему 25, ни образования, ни профессии. Куда идти? В армии он порой занимался самодеятельностью, ставил какие-то номера, поэтому решил поступать в театральный. Его не приняли. 5 раз. Отчаялся, и тут увидел случайно набор в цирковую студию обучения клоунов. Мама была против, считала, что театр — это более благородно, но отец уговорил попытаться. И получилось, его взяли.

    Мы-сегодняшние привыкли к историям успеха по прямой: поставил цель, трудился-трудился (желательно не слишком долго), добился. Что-то вроде историй — создал стартап, продвигал, продал за 5 миллиардов Facebook. Ставил ли Никулин цель стать известным киноактером? Нет. Известным клоуном? Как ни странно, тоже нет. По книге вообще можно сказать, что он об этом не думал. У него были амбиции, когда он пришел с армии: думал, что поступит сразу в театральный, потому что он ведь молодец, уже много участвовал в самодеятельности и к тому же фронтовик. Но потом и это прошло, как нечто незрелое. Почему же сейчас ожидание быстрых успехов как зараза повсеместно распространено в обществе? Признак нашего времени?

    К чему это отступление. Самостоятельно как клоун Никулин начал выступать только через 10 лет после начала обучения. Сначала учился в студии, потом был в подсобниках у уже известного клоуна, потом был на подхвате то тут, то там, все это время шлифовал свое искусство, искал удачные ходы, записывал в свою тетрадочку, неустанно репетировал. Никогда бы не подумала, что быть клоуном — это такой труд. Я думала, клоун просто заполняет паузы между главными представлениями — жонглерами, львами, акробатами, делает какие-то глупые телодвижения и уходит. Может, я ходила на неудачные представления, а может, просто время классической клоунады прошло. Но клоун — это и актер, и жонглер, и акробат в одном лице. Ему нужно так сыграть, чтобы публика смеялась, при этом делать кучу трюков (в книге описан, например, трюк, где клоун следует по натянутому тросу на высоте зала за канатоходцем и передразнивает его, а это чуть ли не сложнее, чем быть просто канатаходцем). Поэтому обучение довольно долгое и сложное, огромное количество репетиций, постоянный поиск смешных реприз, действий. Есть даже секреты мастерства, которые передаются от старших клоунов к младшим (например, как сделать хлопушку, чтобы можно было легко и незаметно ее взорвать). И постоянный труд, труд, труд. И вы не поверите, но раньше (не знаю, есть ли такие клоуны сейчас) люди, бывало, приходили на представление именно из-за клоуна. Почему это меня так удивляет, не знаю. Ведь ходят сейчас на стендаперов. От души посмеяться — за это люди всегда готовы были платить.


    И что интересно, без клоунской профессии, не было бы и актера Юрия Никулина. Потому что неизвестно, смог бы он сниматься без многолетнего опыта работы на сцене, управления своим телом, лицом, реквизитом и импровизаций.

    Хотя и с кино возникли сложности. Никулин рассказывает, что всегда хотел попасть в кино, считал актеров людьми совершенно особенными, поэтому когда пришли спрашивать в цирк, кто хочет сыграть в массовке (нужно было просто бежать в толпе), он сразу записался. Потом долго искал себя на экране, но не нашел. На следующую массовку его не взяли, там надо было смеяться на камеру, а у него получался неествественный смех. Потом он снялся в какой-то эпизодической роли, ее вырезали, и так несколько раз — то не брали по кастингу, то вырезали. Поэтому когда его позвал сниматься в очередной маленькой роли его знакомый режиссер (с которым он познакомился в свои предыдущие попытки попасть на экран), он сразу отказался. А смысл?

    За него позвонила и передала согласие его жена :) Пришлось идти на кастинг, все сложилось удачно. Потом взяли еще на несколько ролей, немного покрупнее (все это время он продолжал работать в цирке, он вообще никогда его не бросал, это была его постоянная работа), а потом бац — удача — Гайдар нашел своего Балбеса для короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс». Никулин идеально подходил, даже гримировать не надо было. Ну, а дальше вы знаете — «Операция «Ы»», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Ко мне, Мухтар!» и еще много других хороших фильмов.

    Обратите внимание, когда произошло это «бац — удача». После долгих попыток, неудач, потом постепенного роста. Удача ли это или уже просто следствие усилий? Я считаю, и то, и другое. Как мне понравилось мысль у Тины Силиг — удачей управлять невозможно, но мы можем создать широкий парус, чтобы поймать ветер удачи. В общем, лежа на диване вероятность, что повезет, мизерная, надо хотя бы пойти и купить лотерейный билет.

    Что дала мне эта автобиография? Я познакомилась с Юрием Никулиным, с обычным живым человеком. У него были сомнения, как и у всех нас, были неудачи, тишина в зрительном зале, провалы, горе. Может, читая все эти автобиографии, я постепенно излечусь от влияния модных современных историй успеха, в которых все слишком упрощенно (врут, что ли, люди, или стараются просто слишком коротко описать свою историю?). Читая их, поневоле начнешь думать, что и в твой жизни все должно быть просто. А не должно. Жизнь она не такая, она сложнее.

    5
    240