Рецензия на книгу
Мефодий Буслаев. Самый лучший враг
Дмитрий Емец
Аноним14 сентября 2018 г.Что в тебе от вечности, а что от бессилия?
Ты – моя вода,
Живая или мертвая,
Прозрачная, холодная
И горькая вода…
(с) Обе-Рек - Ты
Я не просто так поставила этот эпиграф к рецензии.А ведь было время, я ставила в эпиграфы школьных сочинений цитаты из Мефодия Буслаева...Именно так я ощущаю себя после прочтения. Эта книга однозначно стала для меня горькой, но все же водой. Вот только не знаю - насколько живительной. Долгое время эта серия книг действительно питала мой формирующийся мыслепоток. Ненавязчиво учила стоять за себя, скорее даже отстаивать свое Я в окружающем социуме, поступать хорошо, чтобы не давать эйдосу чахнуть. Это всё подавалось без менторских нот, без тысячных указателей в одну сторону, которую выбрал автор. Это были весы: вот есть Мрак, у него свои плюшки, но цену платят такую, а вот - Свет, у него принято так, цена такая. И ты сам взвешивал и решал, к какой стороне имеешь тягу и сколько готов платить. Последние книги такое право у читателя забирают. Тут всё однозначно - все должны идти к Свету. Поголовно все стражи мрака начинают скучать по Эдему, ловить райские флэшбеки. "Самый лучший враг", наверное, стал апофеозом этой тенденции. Поначалу я недоумевала. Но когда в уста Мамзелькиной вложили слова о желании тех, кто веру потерял, заразить и отобрать веру у ещё верующих, я разозлилась. Эта православщина мало того, что в реальном мире в каждой бочке затычка, так ещё и отравляет мою любимую, родную серию книг! Именно отравлять, потому что в угоду авторской позиции герои перекраиваются от слова совсем. Это не слова Аиды Плаховны, она вообще ЗА гранью, она не за свет и не за мрак, она - СМЕРТЬ. Я под конец вообще перестала различать кто есть кто, герои растеряли свою самобытность, я не знаю этих личностей! Верните мне Ирку, которая была волевой девушкой, которую не сломала инвалидность, ту, в которой всегда был свет выстраданной не по годам мудрости жизни. Кто эта истеричка рядом с Багровым? Где острая на язык Улита с аурой добровольно-принудительного бодипозитива для окружающих, кому дорога жизнь или шкура? Где заглавный персонаж, собственно?? Мефодий вообще появляется крайне эпизодически. А Дафна? Это ли дело для стража - собирать мелкой магией носки? Или сидеть запертой в лифте? Что, Лигул вас побери, происходит с женскими персонажами?! Вчистую испоганили Улиту, Ирку, Дафну, воительниц в арке с Ареем наградили либо нехилыми изъянами внешности/стиля, либо судьбинушкой старых дев генетического характера... А валькирий упомянули в первых двух главах и просто вывели из сюжета в никуда. А рассуждения Эссиорха?? Что женщин нельзя отлучать от кухни, мол, только там она может выплеснуть свою шибанутую энергию, в противном случае из женщин получаются какие-нибудь революционерки. А-БАЛ-ДЕТЬ...
Как и многие "старички", я познакомилась с Мефодием через Таню Гроттер, но эта серия натурально пустила корни в моем сердце! Я искала всеми правдами и неправдами каждую книгу серии, когда случайно узнала, что "Маг полуночи" не отдельное произведение, а начало цикла. Потом, правда, перестала, потому что серия всё длилась и длилась, качество книг падало (сюжеты стали провисать, становились предсказуемо шаблонными, как у Лукьянеко с последними "Дозорами"), да и выходило в копеечку. Однако я лелеяла надежду однажды собрать всю серию, ну просто чтобы вся серия была вместе. Сейчас передумала. Нет. Я категорически не хочу тратить деньги на такую книгу.
Но хватит о плохом. Есть и то, что мне понравилось. Арка с Ареем, например. Правда, я сначала впала в ступор - что происходит? Арея же убили? Почему его Лигул куда-то отправляет? АААААААААА! Оказывается, так без предисловий нам показали кусок прошлого барона мрака. Это реально самая лучшая часть книги, где герои хотя бы не картонные, где чувствуется жизнь на страницах книгиа не желание срубить бабла и просто поставить точку, где есть направленный сюжет, а не бестолковая хаотичная суета персонажей. Неожиданно, но на эмоции меня развел Варсус, ему принадлежит единственная слеза за прочтение. В сцене с видением Варвары из головы-камня. Почему-то я очень остро прочувствовала его этот неуверенный порыв к любимому человеку, который уже неотвратимо не с тобой. Когда ты осознал и учишь себя смирению с этим знанием, но вдруг видишь какой-то мираж и безумная надежда сама делает за тебя шаг навстречу. Это было сильно, это частично искупило раздражающие моменты (а их в сценах с Иркой было предостаточно, лучше не проверяйте). Эти два момента вытянули оценку книги в плюс, хотя не уверена, что у меня бы поднялась рука влепить этому опусу что-то неудовлетворительное, просто по трепетной привязанности ко всей серии в целом.
Она казалась мне более глубокой, философской, с самобытными героями, которые не были карикатурой на других персонажей (я сейчас, конечно же, подразумеваю Гроттер & Со). Я действительно их любила, проживала вместе с ними жизнь. С момента первой встречи с Мефом в больничной палате лохматого года я успела окончить школу, получить диплом, вплотную подобраться ко второму, отпахать 4 года на заводе и вот наконец-то закрываю эту историю. Признаюсь, что долго бегала от последней книги, с одной стороны не хотелось прощаться с милой сердцу историей, с другой дико боялась разочарования. И если с первым я справилась, то второго избежать не удалось. Интересно, Дмитрию Ивановичу самому-то не стыдно выпускать такую халтуру? Вот ЭТО называть концом цикла? Тут же и половины сюжетных линий не закрыто! Или это такой запасной аэродром, если вдруг захочется вдруг вернуться к этой истории?Пожалуйста, не надо писать Новый дозор после Последнего.Вот по его собственному разумению - эта книга действительно от вечности? Или все же от бессилия?161,6K