Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мефодий Буслаев. Самый лучший враг

Дмитрий Емец

  • Аватар пользователя
    Аноним14 сентября 2018 г.

    Что в тебе от вечности, а что от бессилия?

    Ты – моя вода,
    Живая или мертвая,
    Прозрачная, холодная
    И горькая вода…
    (с) Обе-Рек - Ты



        Я не просто так поставила этот эпиграф к рецензии. А ведь было время, я ставила в эпиграфы школьных сочинений цитаты из Мефодия Буслаева... Именно так я ощущаю себя после прочтения. Эта книга однозначно стала для меня горькой, но все же водой. Вот только не знаю - насколько живительной. Долгое время эта серия книг действительно питала мой формирующийся мыслепоток. Ненавязчиво учила стоять за себя, скорее даже отстаивать свое Я в окружающем социуме, поступать хорошо, чтобы не давать эйдосу чахнуть. Это всё подавалось без менторских нот, без тысячных указателей в одну сторону, которую выбрал автор. Это были весы: вот есть Мрак, у него свои плюшки, но цену платят такую, а вот - Свет, у него принято так, цена такая. И ты сам взвешивал и решал, к какой стороне имеешь тягу и сколько готов платить. Последние книги такое право у читателя забирают. Тут всё однозначно - все должны идти к Свету. Поголовно все стражи мрака начинают скучать по Эдему, ловить райские флэшбеки. "Самый лучший враг", наверное, стал апофеозом этой тенденции. Поначалу я недоумевала. Но когда в уста Мамзелькиной вложили слова о желании тех, кто веру потерял, заразить и отобрать веру у ещё верующих, я разозлилась. Эта православщина мало того, что в реальном мире в каждой бочке затычка, так ещё и отравляет мою любимую, родную серию книг! Именно отравлять, потому что в угоду авторской позиции герои перекраиваются от слова совсем. Это не слова Аиды Плаховны, она вообще ЗА гранью, она не за свет и не за мрак, она - СМЕРТЬ. Я под конец вообще перестала различать кто есть кто, герои растеряли свою самобытность, я не знаю этих личностей! Верните мне Ирку, которая была волевой девушкой, которую не сломала инвалидность, ту, в которой всегда был свет выстраданной не по годам мудрости жизни. Кто эта истеричка рядом с Багровым? Где острая на язык Улита с аурой добровольно-принудительного бодипозитива для окружающих, кому дорога жизнь или шкура? Где заглавный персонаж, собственно?? Мефодий вообще появляется крайне эпизодически. А Дафна? Это ли дело для стража - собирать мелкой магией носки? Или сидеть запертой в лифте? Что, Лигул вас побери, происходит с женскими персонажами?! Вчистую испоганили Улиту, Ирку, Дафну, воительниц в арке с Ареем наградили либо нехилыми изъянами внешности/стиля, либо судьбинушкой старых дев генетического характера... А валькирий упомянули в первых двух главах и просто вывели из сюжета в никуда. А рассуждения Эссиорха?? Что женщин нельзя отлучать от кухни, мол, только там она может выплеснуть свою шибанутую энергию, в противном случае из женщин получаются какие-нибудь революционерки. А-БАЛ-ДЕТЬ...
        Как и многие "старички", я познакомилась с Мефодием через Таню Гроттер, но эта серия натурально пустила корни в моем сердце! Я искала всеми правдами и неправдами каждую книгу серии, когда случайно узнала, что "Маг полуночи" не отдельное произведение, а начало цикла. Потом, правда, перестала, потому что серия всё длилась и длилась, качество книг падало (сюжеты стали провисать, становились предсказуемо шаблонными, как у Лукьянеко с последними "Дозорами"), да и выходило в копеечку. Однако я лелеяла надежду однажды собрать всю серию, ну просто чтобы вся серия была вместе. Сейчас передумала. Нет. Я категорически не хочу тратить деньги на такую книгу.
         Но хватит о плохом. Есть и то, что мне понравилось. Арка с Ареем, например. Правда, я сначала впала в ступор - что происходит? Арея же убили? Почему его Лигул куда-то отправляет? АААААААААА! Оказывается, так без предисловий нам показали кусок прошлого барона мрака. Это реально самая лучшая часть книги, где герои хотя бы не картонные, где чувствуется жизнь на страницах книги а не желание срубить бабла и просто поставить точку, где есть направленный сюжет, а не бестолковая хаотичная суета персонажей. Неожиданно, но на эмоции меня развел Варсус, ему принадлежит единственная слеза за прочтение. В сцене с видением Варвары из головы-камня. Почему-то я очень остро прочувствовала его этот неуверенный порыв к любимому человеку, который уже неотвратимо не с тобой. Когда ты осознал и учишь себя смирению с этим знанием, но вдруг видишь какой-то мираж и безумная надежда сама делает за тебя шаг навстречу. Это было сильно, это частично искупило раздражающие моменты (а их в сценах с Иркой было предостаточно, лучше не проверяйте). Эти два момента вытянули оценку книги в плюс, хотя не уверена, что у меня бы поднялась рука влепить этому опусу что-то неудовлетворительное, просто по трепетной привязанности ко всей серии в целом.
         Она казалась мне более глубокой, философской, с самобытными героями, которые не были карикатурой на других персонажей (я сейчас, конечно же, подразумеваю Гроттер & Со). Я действительно их любила, проживала вместе с ними жизнь. С момента первой встречи с Мефом в больничной палате лохматого года я успела окончить школу, получить диплом, вплотную подобраться ко второму, отпахать 4 года на заводе и вот наконец-то закрываю эту историю. Признаюсь, что долго бегала от последней книги, с одной стороны не хотелось прощаться с милой сердцу историей, с другой дико боялась разочарования. И если с первым я справилась, то второго избежать не удалось. Интересно, Дмитрию Ивановичу самому-то не стыдно выпускать такую халтуру? Вот ЭТО называть концом цикла? Тут же и половины сюжетных линий не закрыто! Или это такой запасной аэродром, если вдруг захочется вдруг вернуться к этой истории? Пожалуйста, не надо писать Новый дозор после Последнего. Вот по его собственному разумению - эта книга действительно от вечности? Или все же от бессилия?

    16
    1,6K