Рецензия на книгу
Прыжок в длину
Ольга Славникова
Аноним10 сентября 2018 г.История классическая: подающий надежды спортсмен - трагедия на дороге - инвалидность и сломанная жизнь. Но в то же время здесь нет того, что обычно ожидаешь в книге про людей с ограниченными (тупо звучит) возможностями. Нет ни матери-героини, которая стойко несет свой крест, ни любви, преодолевающей все "превратности судьбы" и ставящей кого-нибудь на ноги, ни сирот, ни приютов, ни издевательств. Ничего. Олег Ведерников просто и довольно тихо живет себе поживает (ну, или доживает) в своей квартирке, напичканной всеми возможными техническими устройствами для облегчения жизни покалеченного случайностью человека. Человека, который в молодости пожертвовал своими ногами, чтобы спасти абсолютно омерзительного во всех смыслах Женечку Караваева. Геройский, казалось бы, поступок оборачивается откровенной глупостью, беспечностью, какой-то дурацкой шуткой. Женечка и становится тем злым роком, который заберет у Олега внезапно открывшееся светлое будущее с любимой. И в этом задумка автора хороша. Но дальше все идет не очень.
В то время как Олег Ведерников мог чуть ли не ходить по воздуху, я еле ползла к финалу романа. Нагроможденные, витиевато построенные предложения казались мне издевкой. Понятно, чего добивался автор, желая максимально передать настроение, характеры и обстановку, но, ей-Богу, во всем этом мне виделся лишь акт писательского самолюбования, мол смотри как могу. Ни одного диалога, записанного в привычной форме, все как-то косвенно, через третье лицо, из-за чего создается ощущение, что ты читаешь древнюю рукопись где сплошняком записаны еще более древние события. Жизнь вместе с героями не проживается. Им и не сочувствуется особо, но при этом они не вызывают резкой антипатии (кроме, разве что, Женечки). По факту, мы их не знаем, поэтому не получается ни эмоциональной, ни душевной связи. И да, до тошноты раздражает этот прием с уменьшительно-ласкательными: Женечка, мерзавчик, Лидочка.
Последние страницы дочитывала по-диагонали, выхватывая ключевые слова и выстраивая для себя текущую картину событий. Может поэтому финал для меня получился скомканным и откровенно киношным. После стольких страниц серой беспросветной каши на иной финал рассчитывать и не приходится. Он, честно говоря, не трогает. Возможно, он создавался и не для какого-то катарсиса, а просто чтобы показать "как бывает", но показывая такую реальность, автор не замещает ее ничем, не дает ничего взамен, не показывает иной путь. Единственный намек был дан прямо перед трагической развязкой, когда Олег обрел, наконец, счастье с Кирой. Это счастье развязало "паутину" в груди, которая позволяла ему прыгать, уже сгубив героя однажды, и которая стала виновата в том, что случилось в итоге. Пожалуй, скажу ей спасибо за испытанное облегчение от того, что это все закончилось.6660