Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пять повестей

Джон Фаулз

  • Аватар пользователя
    Аноним12 мая 2011 г.

    Очередной британец за моим столом: он глубоко расселся в кресле напротив и неспешно затянулся сигарой. Прикрыв глаза в узкие щелки, тем самым собрав в их уголках паутинку из маленьких морщин, он пристально за мной наблюдает. Ему интересна моя реакция на только что увиденное: нет, отнюдь не на раскрытую книгу, лежащую передо мной, - она лишь носитель, так что незначительна по своей сути, - а на мир, который возник перед глазами последние секунды назад. Он любит, когда оценивают его творчество, особенно, если эта оценка хорошая: по блеску в моих глазах понятно, что моя рецензия может быть только восторженной и горячей. Моя душа все еще под впечатлением, которое, думаю, оставит меня еще не скоро.

    Джон сразу же напомнил мне Иэна: они оба покорили мое сердце воссоздающей живой атмосферой своих книг, но... Джону это удалось лучше. Я нашла автора, речевой слог которого способен вызвать фонтаны крови из моего носа - настолько глубок мой восторг, возникающий при чтении. Речь Фаулза отличается тем, что он удивительно по-свойски умеет описывать природу. Она не занимает центральный план в его произведениях, но когда читаешь, то попросту не видишь самих строк - картинка сразу же предстает перед внутренним взором и больше (для счастья) ничего не нужно. Читать Фаулза - значит провалиться в огромный медовый торт, а потом разгребать смесь из коржей, крема, начинок, вишенок-украшений и прочего и параллельно съедать все это. Можно истечь слюнями, пробежав глазами только одну страницу! Это не значит, что Фаулз до ужаса сладкий - Боже упаси, приторности здесь никакой нет и даже ею не пахло! Я просто не знаю, как иначе описать возникающее удовольствие, когда начинаешь погружаться глазами в строки.

    Меня поразило, как автор выбрал своих героев. Я совершенно не воспринимала происходящее за ХХ век: мне казалось, достаточно открыть окно и высунуться наружу, чтобы увидеть героев. Полнейшая потрясная современность. Это не то чтобы актуальность, это просто есть. Я воспринимала как за чистую монету, потому что ни намека на конфликтность поколений при чтении не возникало. Это должно быть странно, что семнадцатилетний подросток тает от чтения какого-то старика?.. Фаулз безусловно одна из самых значительных огромных фигур, которые я встречала на своем узком литературном горизонте. Раз завидев эту фигуру, ее уже невозможно выбросить из памяти и пропустить мимо. Мне хочется Джона еще и еще, он абсолютно покорил меня своей манерой выражаться, а она у него, кстати сказать, весьма особенная.

    Наиболее легче "изюминка" Фаулза видна в повести "Бедный Коко". Читая, сразу можно понять, насколько автор любит заниматься самокопанием. На самом деле я не люблю слушать чужие мысли касательно себя любимого, но вкупе с фаулзовским обворожительным слогом не читать - невозможно. Эта моя любимая повесть из сборника. Она понравилась мне еще и своим местом действия: загородное поместье и вдобавок темной ночью. Как я уже писала выше, представить и почувствовать Фаулза очень легко, а что может быть приятнее утонуть под тусклым светом канделябр в дорогущих перинах на кровати на втором этаже, тогда как на первом внезапно раздается чье-то постороннее покашливание, которого, по сути, быть не должно?..

    У Джона очень причудливый и богатый внутренний мир, которым он щедро делится. Он смешивает натуральный сюжет с тонким кружевом сюрреализма, где все пышет ярким слепящим светом в зависимости от описываемой обстановки. Часто присуствует какая-то недосказанность, создающая долю подвешенного состояния, и это настолько кружит голову! А язык Джона надо было законсервировать и выставить на всеобщее обозрение в какой-нибудь крупный музей, чтобы будущие писатели могли ему поклоняться - представьте только укрощенного Стивена Фрая, который, откашлявшись, с толикой отсебятины начал читать заботливо продуманный сценарий - то еще зрелище! В этом весь Джон. По крайней мере, у меня возникают подобные ассоциации (думается, весьма нездорового характера). Жаль, что дядечка уже умер, потому что хотелось бы его побольше. Много больше.

    Всего в сборнике четыре повести. Основная и центральная - "Башня из черного дерева". Тут в глаза бросается неординарность героев: Уродки, Мыши и старика Генри. Самого автора я в расчет не беру. Небольшой вечер в загородном доме, который выливается однажды в нечто большее. Очень интересно читать про художника, но главный акцент, как и везде, здесь расставлен на диалоги - вот весь смак. Доза абсурдности, толика смеха, немного серьезности, посыпка из флирта - вуа-ля, вот и коктейль! Единственное, конец не слишком понравился.

    Вторая повесть - "Бедный Коко". О Коко я уже написала выше, не вижу смысла повторяться ;) Я запомню ее надолго. Здесь ГГ больше всего напоминает автора - кажется, это автор и есть. Очень приятно поболтать с Фаулзом лично, особенно залезть ему в голову.

    Третья - "Энигма". На латыни это значит "загадка". Это - политический детектив. Одним вечером небезысветный политик пополнил ряды без вести пропавших граждан - как сквозь землю провалился. Почему? Ведь причин для этого - нет. Или все-таки есть? Примешивается вкус чисто английского детектива. Конец очень интересный. Обескураживающий.

    И, наконец, "Туча". Она предсказуема по своему названию - тучей все и закончится. Эта повесть понравилась мне меньше всего, за исключением своей кульминации и сказки, которую рассказала Кэтрин. В остальном же безумный летний зной меня сморил, а простанственные разговоры-размышлизмы намертво добили.

    Радует, что повести не похожи одна на другую. Таким образом, их еще более интересно читать.
    Парадокс: из-за обложки не хотела покупать эту книгу. Она казалась мне чем-то вычурным и безоригинальным. Вот так и бывает, что в предполагаемой помойке отыскиваешь жемчужину. Надо извести в себе предубеждение насчет картинок. Однако поражает, как умудряются сделать такую обложку, которая напрочь не соотвествует содержанию книги? В общем, мне несказанно повезло, что у меня оказалась эта книжка. Ребенок щастлив ;)

    18
    62