Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки о Кошачьем Городе

Лао Шэ

  • Аватар пользователя
    Аноним8 сентября 2018 г.

    Летопись человеческих пороков

    «Записки о Кошачьем городе». Научная фантастика? Скорее – социальная. Да и не фантастика вовсе. Немного гипертрофировано, где-то - гротескно, где-то вообще абсурдно. О чём? О прошлом, о настоящем, о грядущем, о «нас» и о «них».

    Событиям, как и героям истории веришь, наверное, из-за того, что отчасти они автобиографичные. Кошкизм, дурман, своры – за этими понятиями скрываются социально-экономические и политические реалии.

    Беспомощность и безнаказанность; судьба людей, думающих и ведомых; отцы и молодёжь; борьба и приспособленчество; древняя история и продажа культурных ценностей; деревня и город; помещики и «иностранцы»…

    Что человек, искренне любящий своё отечество и одновременно видящий и приходящий в ужас от того, куда оно движется, может чувствовать? Лао Шэ показал это через героев на страницах своих произведений, в каждом из которых угадывается его боль переживаний и надежда, идущаю рука об руку с пессимизмом.

    Центральной проблемой мне видится противостояние "интеллигента" (сторонника преобразований - революционное начало) и "чиновника" (начало реакционное), показанная здесь через судьбу образования в кошачьем государстве.

    Так что же опаснее всего для государства, где власть «в сласть»? Просвещённое большинство?
    Это перестанет быть проблемой, если сделать «на первом месте дурманные листья, на втором – блуд».
    Но, тогда кто же будет стержнем общества и опорой самого государства?
    «от профанации наук мы переходим к ниспровержению наук. От подобного ниспровержения наук очень близко до гибели государства…»
    Что потом? А никакого «потом» уже не будет.

    Горькая правда заключается в том, что человек, будучи прогрессивной личностью и способным указать путь, в смутные времена выглядит благородно-никчёмным. Вместо того, чтобы прислушаться к нему, толпа обвиняет его в «иностранных замашках» и приносит в жертву революции. Кто знает, возможно, Лао Шэ предвидел свой конец, в очередной раз возвращаясь, как и герой этой истории «в свой великий, светлый и свободный Китай».

    5
    657