Рецензия на книгу
Утверждает Перейра
Антонио Табукки
Аноним6 сентября 2018 г.Крайне искренне
На днях мне посчастливилось оказаться в большом книжном магазине, который можно смело назвать настоящим, большой выбор, разнообразие жанров и, практически, никакой канцелярщины.
Да, ему было далеко до знаменитой Вавилонской библиотеки , круглую бесчисленность которой воспел Хорхе Борхес и при мечтах о которой я впадаю в уныние - мне никогда не освоить столько, даже если я заброшу семью, работу, перестану "трепать языком" и мне создадут идеальные условия для чтения. Но это было неповторимое зрелище для изголодавшегося взгляда, привыкшего к интернет заказу. Единственный посторонний вопрос, возникший у меня, был - а не испытывают ли писатели чувства страха. Ведь при таком количестве, такой красочности и таком несоответствии обложки внутреннему содержанию ( ну совсем как в нашей человечьей жизни) легко затеряться и не найти своего читателя.Отнюдь не многим из писателей удаётся удержать нити повествования и мельком показать размышления и серьёзную проблематику, пропасти правды замаскированные под банальность "лёгкого чтива".
Пара часов чтения убедила меня в том, что Антонио Табукки и своеобразие его текста, с совершенно отсутствующими диалогами, внешним спокойствием и небольшим обьемом , достойны внимания и продолжения.Португалия, 1938 год, диктатура Салазара.
И главный герой, тот самый Перейра "который утверждает". Пожилой, толстый, больной, редактор отдела культуры вечерней газеты " Лиссабон". Безмерно одинокий и погруженный в себя, печатающих в своей рубрике рассказы французских писателей ... Разговаривающий только с портретом давно умершей жены и размышляющий о жизни и смерти. Все-таки скорее о смерти. А именно о возрождении плоти, с душою то все понятно и вопросов не вызывает - душа у нас не подвержена влиянию времени, в отличии от плоти.Ждал ли он перемен, тяготила ли его такая жизнь?
Неизменный омлет, стакан лимонада...
Да, он хотел перемен, но сам этого не понимал. Встреча с Монтейро Росси, на первый взгляд, мало что меняет в нем. Сам, не осознавая с какой целью, он предлагает выпускнику филологического факультета работу в газете, предлагает писать некрологи на будущую смерть писателей. А сам ищет в нем собеседника и символ сопротивления, которым сам быть не может. Впрочем, это бессилие на самом деле все -таки выльется в протест. Достаточно громкий и единственно возможный для человека его лет и здоровья.Мне трудно судить о творчестве Табукки по одной единственной книге, но сюжет его рассеянно и неторопливо стремится к послесловию, которое открывает настоящую историю внутри уже рассказанной.
Купила ли я себе в том самом магазине, о котором упомянула в начале, книгу? Нет...
Совершенно внезапно разноцветное многообразие, пестрящее призывами и громкими криками " самая выстраданная...", "самая глубокая...", "доказательство зрелости..." утомило и пахнуло прогорклым маслом "фаст-фуда", одноразовостью бритвенных станков и медицинских бахил. Прочти и забудь! Хит продаж большинства издательств...И как замечательно, что есть ещё романы о том, что должно быть главным, самым важным в человеке.
571,2K