Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

Мишель Фуко

  • Аватар пользователя
    Аноним6 сентября 2018 г.

    Тысяча смертей

    Стены наказывают за преступление, камера приводит заключенного к самому себе, он вынужден слушать свою совесть.

    Задумывались ли вы о том, как сформировались способы и виды наказания, которые используются на сегодняшний день? Об этом книга Мишеля Фуко "Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы". В ней он доступно и понятно рассматривает огромный пласт событий, связанных с формированием не только наказывания лиц совершивших преступления, но и довольно красочно рисует многие исторические тонкости применения казней и пыток.


    Разве можно расценивать как наказание то, что должно быть способом доказательства?

    Говоря о казнях и пытках мы чаще всего не делаем между ними существенного различия, однако автор указывают нам на то, что пытки использовались как часть процесса доказывания совершения преступления, а казнь выступала исключительно наказанием за совершенное преступление.

    Примечательно, что Мишель Фуко не прибегает к образу тюрьмы привычному нам. Никаких разговоров о "хатах", "понятиях" и тому подобных пошлостях. Тюрьма выступает здесь не только и не столько формой заключения, а скорее целой философией, основанной на дисциплине, подчинении и перевоспитании.

    С образом тюрьмы нам довольно часто приходится сталкиваться в литературе и кино. Чаще всего под тюрьмой мы понимаем некое здание, в котором выделено изолированное пространство для проживания, питания, работы и прогулок заключенных. Но часто ли мы задумываемся о том, что именно такое взаимное расположение всех этих элементов - это результат длительного процесса, который был полностью аргументирован, идеологически выверен и подчинен заботе о поддержании имиджа государства.

    Тюрьма, несмотря на то, что под ней мы подразумеваем темницу, яму, подвал или другие подобные строения и сооружения, где человек может содержаться в одиночестве или в компании других преступников, именно тюрьма получила особую популярность лишь в последние столетия. Да этого она занимала лишь незначительную нишу среди других способов влияния на преступников. Более того, помещение в тюрьму не было наказанием, оно являлось способом удерживать тело преступника. Она представляла собой способ обеспечения гарантий, своеобразный вексель, который должен был быть уплачен преступником, когда его вина будет доказана.

    "Надзирать и наказывать" позволяет не только познакомиться с совершенно неожиданной точкой зрения на казни и пытки, но и с их реальным влиянием на дальнейшую судьбу преступников. Кроме того, становится понятно как организовались современные школы, университеты, армия, больницы и даже офисы. Речь ведётся о способах контроля, которые были отточены в системе наказаний, и уже потом были наложены на систему образования (своеобразной системой образования можно считать и тюрьму).

    Автор не скрывает, что реформа системы доказывания и перевоспитания заключённых явилась своего рода двигателем для создания отдельного слоя общества склонного к совершению преступлений, по крайней мере более четкого его обозначения. Кроме того, он подчёркивает, что, хотя общий смысл наказания сохранился существенно не изменился, на ранних этапах наказание являло собой монарха, его силу и власть, выражало его индивидуальную позицию как олицетворения закона. Любое преступление считалось в первую очередь преступления против монарха. Со временем расстановка сил изменилась наказание превратилось в реализацию и олицетворение закона как такового. В существующих уголовных системах существует градацию относительно того, против чьих интересов или прав совершаются преступления. Кроме того, на ранних этапах именно показательные казни утверждали монарха, его способность контролировать то, чем занимаюсь его подданные, вершить их судьбы в соответствии со своей позицией выраженной в приговоре суда. Естественно, систему которая существовала в то время нельзя было назвать справедливой, хотя бы потому, что преступника могли подвергать пыткам потому, что другие доказательства его вины отсутствовали и только пытки могли поставить точку в вопросе виновен человек или нет.

    Книга получилась довольно объемной, но при этом в ней совершенно нет воды. Автор чётко и по существу рассматривает пенитенциарную систему, стараются логично и последовательно обозначить те факторы, которые в существенной степени влияли на эволюцию системы наказания. Каждая деталь этого механизма была четко продумана и применена, хотя её эффективность всегда была дискуссионной. Тот факт, что пенитенциарная система с трудом может исправить преступника не является проблемой только этой системы. Исправление зависит не только от способа наказывания, но и от того в каких условиях вырос преступник, какое воспитание получил, какой срок отбывал и был ли способен сделать необходимые выводы.


    Смерть-пытка есть искусство поддерживать жизнь в страдании, подразделяя ее на "тысячу смертей".

    Вообще тема показалась мне очень интересной. Ещё раз повторюсь, что автор не создавал вокруг казней и пыток ни атмосферу кровавой бойни, ни атмосферу тюремной романтики. Поэтому книга воспринимается совершенно иначе, нежели любое другое произведение на эту тему. Автор объясняет, что пытки имели чёткий регламент и их объем не зависел от желания обвинителя. Пытки были рассчитанными, чёткими, направленными лишь на получение признания. Временами человек был готов признаться потому, что не выдерживал пыток, но были такие кому удавалось выдержать пытки, а иногда и избежать наказания. Казни не были просто жестокими убийствами совершенными с официального согласия властей на потеху публике, они несли в себе идеологическую составляющую, заставляли народ быть участниками этого действа, что являлось профилактикой преступлений, кроме того повышало сознательность, а, зачастую, увеличивало почтение к монарху. Толпа часто была на стороне преступника. Случалось, что на палачей нападали и это тоже явилось толчком к реформированию системы доказывания.

    Несмотря на то, что в то время количество развлечений было сильно ограничено вином и женщинами, пыткам отводилась совершенно другое место. Как-то привычно думать, что казни делали публичными, чтобы развлечь людей, однако оказалось, что при разработке методов казни, в первую очередь, учитывалось значение тела и души преступника. Предполагалось, что его тело получает наказание соразмерно совершенному преступлению. То есть преступник страдал от побоев физически, что заставляло его повернуться лицом к страданиям жертвы или иных людей, которых затронуло преступление, а от осознания того, что его жизнь в самое ближайшее время может быть прервана - морально. Большое идеологическое значение имел еще и тот факт, что именно перед смертью преступник получал возможность без страха высказать все, что он думает о власти.

    Довольно сложно изложить все интересные или неожиданные моменты этой книги, но безусловно с ней стоит ознакомиться, чтобы лучше понимать те вещи, над которыми многие люди даже не задумываются. Она не является глубоко философской, хотя язык несколько суховат, что в полной мере компенсируется интересным содержанием. На мой взгляд её обязательно нужно прочитать тем, кто интересуется темой казней и пыток: именно "Надзирать и наказывать" может в корне изменить отношение к этой теме и добавит нетривиальных знаний в смежных вопросах.

    4
    264