Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полубрат

Ларс Сааби Кристенсен

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2011 г.

    Важно не то, что ты видишь, а то, что ты думаешь, что ты видишь (с)

    Ох уж мне эти скандинавы... Если до регистрации на ЛивЛибе знакомство с ними ограничивалось классическими датскими сказками и более современными шведскими, то в последнее время я открыла для себя новое направление литературы - "взрослых" северян. И хотя со времени первого знакомства прошел уже почти год, до сих пор не могу сформировать свою четкую позицию по поводу ЭТОЙ литературы.

    Для моих мозгов, взрощенных на русской и английской классике, американской современке и российском ширпотребе, скандинавы, пожалуй, самая большая загадка. Читая их, то усилием воли борешься с отторжением нелинейности повествования и обилия философско-лирических отступлений, то, очарованный этой своеобразной манерой рассказа, глотаешь оставшуюся половину увесистого томика на одном дыхании, за полночи. К чему я это все? К тому, что "Полубрат" - это, наверное, один из самых классических образчиков современной скандинавской прозы. По крайней мере, в моем представлении.



    Как долго тянется такое мгновение, которое не оставляет ножевой зарубки на косяке, но выбивает какие-то часы или дни в твоих воспоминаниях, как в граните?


    "Полубрат" - это не просто семейная сага, а история отдельных мест, отдельных моментов и эпизодов, отдельных микро-эпох и отдельных судеб. Преодолев первый порыв забросить чтение (и не мудрено - автор начинает сначала с середины, потом - с конца, а потом, наконец-то, с начала), примерно после первой трети я таки втянулась и начала получать определенное удовольствие.

    История Барнума Нильсена уходит своими корнями в историю трех женщины, прабабушки Пра, бабушки Болетты и мамы Веры, и двух мужчин - отца Арнольда Нильсена и старшего сводного брата Фреда. Обойдусь без спойлеров, скажу только что сам сюжет, как на мой взгляд, занятен, но не только не шедеврален, а местами и предсказуем. Но есть два существенных "НО". Первое - это обилие скелетов в семейных шкафах (что само по себе украшает любую семейную сагу). А второе - это манера повествования, та самая, неповторимая, исключительно скандинавская. Когда наконец уясняешь для себя роли всех персонажей (которые, к слову, очень хорошо выписаны - с характером), погружаешься в ту обстановку интимности, за которую я, собственно и полюбила северян.

    Всю книгу борешься с ощущением, что тебя подпустили к замочной скважине и разрешили простоять возле нее 40 с лишним лет. А заодно "наградили" каким-нибудь миелофоном (привет Булычеву;)), с помощью которого ты подслушиваешь не только мысли, но и чувства, эмоции всех действующих лиц. А Кристенсен описывает и мысли, и чувства с каким-то просто дьявольским талантом - он вроде бы использует те же слова, которыми пользуемся и мы в повседневной речи, но умудряется ставить их в те места и в той последовательности, что ты не просто читаешь описание чувств, а начинаешь чувствовать то, что он описывает. Или понимать, что он умудрился описать словами те чувства, на которые ты в свое время не обратил должного внимания или даже не успел толком прочувствовать, а так, мимолетом заметил в самых темных закоулках своего сознания).

    Этим меня Кристенсен и взял - чувствами. А иногда и словами, после которых хочется уткнуться взглядом в звездное небо или морской горизонт, и наслаждаться их красотой.



    Бесследно мы не уходим. Вспененный форватер тянется за нами и никогда не разглаживается полностью, это прореха времени, которую мы сперва старательно протираем, а потом оставляем в память о себе.


    Флешмоб-2011, 20/31, рекомендация StarrySky

    34
    74