Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Презрение

Альберто Моравиа

  • Аватар пользователя
    LeahEsther31 августа 2018 г.

    "Призрак полудня или Презрение"

    Почему-то название переведено только как "Презрение". Из-за этого ходила по кругу, ища "Призрак полудня" и снова и снова натыкаясь на "Презрение", пока сообразила, что это одна и та же книга.

    Ещё одна из списка "100 книг ХХ века по версии Le Monde"

    KillWish бьёт кучно. Несколько дней назад писала рецензию на "Ecrits" Жака Лакана о лакановском психоанализе, выбранном KW из того же списка (это из более 900 книг в моём вишлисте).

    И вот снова ощущение, что я в кабинете психоаналитика. Но не на кушетке, а в голове пациента. Тошно, жутко, болезненно.
    Неврастеническая исповедь-монолог об умирающей любви.

    Навязчивое состояние:
    "Эмилия меня не любит".
    "Эмилия, почему ты презираешь меня?"
    "Эмилия, ты меня любишь?"
    "И всё же, Эмилия, почему ты меня разлюбила?"

    И так по кругу, по кругу....
    Читать тяжело, тошно и тоскливо, но бросить почему-то не можешь.

    Альберто Моравия мастерски описывает эгоцентричного, одержимого своей страстью Рикардо Мольтени, недоумевающего, почему, после двух лет безоблачного счастья и любви, его жена Эмилия внезапно охладела к нему.
    Очень медленно автор раскрывает читателю, что всё-таки не всё так безоблачно было в "датском королевстве" и сам Мольтени не такой уж белый и пушистый. Так как всё это мы узнаём, сидя "у него в голове", его "озарения" и самокопания накатывают волнами, подсознание выбрасывает какие-то намёки, воспоминания, сознание их перерабатывает ...так до конца и не понятно, что было в начале: его жена к нему действительно охладела или он своими "разборками", ставя под вопрос каждый жест, интонацию, настроение, сам запустил этот процесс.

    Текст построен на очень тонких нюансах чувств, мыслей, нелогичности поведения героев и заставляет читателя, т.е. меня, уже сомневаться, а не манипулирует ли герой не только своим подсознанием, но и моим (автор так уж точно манипулирует)

    И вдруг меняется ритм, текст - вторая часть книги гораздо живее и увлекательнее. Бесконечный монолог стал прерываться диалогами. Действие переносится на Капри: лазурное море, богатая вилла, простор (после сидения в черепушке у ГГ)

    Блестяще вплетая параллель с "Одиссеей" Гомера, автор поднимает банальную историю распада семьи на совершенно другой, экзистенциальный, уровень.

    Я не уверена, если Моравия подшучивал над психоанализом, анализируя Одиссея и его мотивы и приходя к очень неортодоксальным выводам, или это его фишка всерьёз, но читать очень интересно.

    У меня была дилемма с оценкой.
    Большую часть книги я думала, что поставлю не больше 3. Зато вторая половина и конец заставили колебаться между 5 и 4,5. Всё же сняла полбалла: уж слишком ГГ "вымотал кишки" вначале ;))

    Мой друг, прочитавший доступное большинство книг автора, говорит, что Моравия тем и знаменит: сначала надо выдержать процентов 60 "тянучки", но в конце всегда награда - взрыв, озарение.
    Иду пополнять свой вишлист книгами Альберто Моравия )))

    27
    1K