Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним26 августа 2018 г.

    Оказывается, я на неделю припозднилась с тем, чтобы ознакомиться с романом в первые 200 лет со дня рождения автора. Мда. Но самому произведению 200 лет пока не исполнилось, и это радует. Буду считать, что запрыгнула в последний вагон.
    Это шедевр.
    Хотя я и удивилась, почему все называют это произведение романом о любви. Совершенно его таковым не восприняла. Это сильная семейная драма на тему "каждая несчастливая семья несчастна по-своему", с моей т.з, конечно.
    Графство Йоркшир было жутко безлюдной глушью на рубеже 18 и 19 веков. Ну, если вспомнить произведения Хэрриота, который живописал приблизительно те же места, пускай на полтора века позднее - это и тогда был край довольно уединенных и изолированных среди холмов ферм и суровых, неразговорчивых фермеров. То есть, все герои романа видели ежедневно только членов своей семьи, несколько слуг и еще, возможно, случайно прошедших пастухов и мальчишек на посылках, отправленных местными торговцами. Изредка вызывали доктора. Наверняка, это не более десятка человек в день, и так круглый год. А если вспомнить, что там что-то говорилось про разрушенную местную церковь (где могли бы встречаться местные обитатели со всех окрестностей), то никакие церковные праздники, получается, количество впечатлений за день не увеличивали. Вроде бы, там городок какой-то неподалеку, но все же, в него так сразу не попасть, без определенной длительности поездки. Я к тому веду, что очень даже понятно, почему все сочетались браком с кузенами и почему не поискали "кого получше" (из претензий читателей) - да просто за неимением других вариантов :)
    В общем, как я отношусь к основным персонажам.
    Кэтрин - это ядовитая змея. Она сумела отравить своим ядом всех, до кого смогла дотянуться (хотя, например, Хитклиф ничего иного и не желал) при том, что была зациклена исключительно на себе, и еще на себе в глазах Хитклифа.
    Хитклифу, по-моему, по большому счету была важна не столько Кэтрин, сколько, как бы это выразиться, идея Кэтрин - вне зависимости от ее физического состояния. Жива она, мертва или витает призраком, - в любом случае, голову его она никогда не покидала. Во втором варианте Хитклифа не устраивало только то, что он не мог ее видеть (но тут упомянута сцена с разрытием могилы), а призраком, из вредности, она ему не являлась аж до самого финала, надо понимать. А то, далеко ли была живая Кэтрин, близко ли, свободна или замужем - вообще никакого значения не имело.
    В остальном Хитклиф - скот. Если бы он выжил на улице, где был подобран, стал бы скотствовать сословием пониже, пить и бить смертным боем домочадцев. Но его втащили сословиями выше (на беду нескольких поколений многострадального семейства), пообтесали и познакомили с Кэтрин. Поэтому он стал скотствовать ей на радость, на трезвую голову, и совершенно сознательно изничтожать семью. Кстати, некоторое время он был в отъезде и обзавелся деньгами. Каким образом это можно было сделать в то время? Возможно, он грабил-убивал индусов. Или свирепствовал на Ямайке. Или просто обчищал дураков в карты в Лондоне. Но схемы действий обкатал к моменту возвращения. К тому же, Хитклиф еще и страха не испытывал по причине фанатизма. Явно не преступал закон только чтобы ему не мешали в его намерениях. Так он и стал грозой не только Перевала, но и всех окрестностей. Никто не мог с ним сладить в его вотчине, при его воле и жестокости.
    Вот кстати, если кого-то мне и было жалко во всем романе, так это Изабеллу. Потому что ее явно не в достаточной мере предупреждали об этом человеке и потому, что ей, помимо всех остальных пострадавших, пришлось терпеть не только моральное и физическое насилие, но еще и сексуальное. Наверняка, подобие манер Хитклиф демонстрировал лишь до церемонии бракосочетания, и ни минутой дольше. А потом она уже была полностью во власти выродка, и пути к бегству не видела, потому что и братца ее покусала Кэтрин, так цинично и походя подставившая нежно влюбленную девушку Хитклифу, превратив жизнь Изабеллы в ад.
    Нейтрально Хитклиф, на ее счастье, относился только к рассказчице Нелли, и это воспринималось прямо-таки как чудо. Да, и единственный момент, когда мне показалось, что Хитклиф действует не в своем характере, был тот, когда он приехал навестить заболевшего съемщика поместья (второго рассказчика) и час просидел у его постели с вежливой беседой, и это после столь бесславных визитов того в Грозовой Перевал. Потом дошло, что больной удостоился чести лишь потому, что во сне к нему явилась Кэтрин, чего с самим Хитклифом на тот момент не случалось.
    Интересно еще то, что, основываясь на словах Хитклифа, он всю жизнь усердно творил зло, прямо-таки изо всех сил старался, ночей не спал, злоумышляя. Но как только перестал видеть перед собой цель и ослабил поводья, все как будто само по себе стало выправляться в более позитивном ключе, преобразовываться к лучшему. То есть, мир на самом деле, в естественном своем виде, по мысли автора, место не столь мрачное, он лучше, гармоничней и светлей. Его ухудшают отдельные люди, одержимы они демонами или нет. Надеюсь, эта мысль мне не привиделась. Автор, все же, была дочерью священника.
    Сама Эмили Бронте где-то явно насмотрелась на столь неблагополучные семейства - такое выдумать вряд ли удалось бы. И моментальные картины огрубления как случайных визитеров, так и несчастных, угодивших в лапы Хитклифа, к нему в дом - эти сцены великолепны.

    20
    1,5K