Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним24 августа 2018 г.

    Сатира времен королевы Виктории

    Действие романа начинается незадолго до окончания Наполеоновских войн и захватывает около 15 лет. В центре внимания — две очень разные девушки: добродетельная, чувствительная, слабая Эмилия и энергичная, изворотливая, сильная Ребекка. Эмилия от рождения имеет все, что нужно для успеха в обществе — богатство, хорошее происхождение, с отрочества помолвленного с нею красавца-жениха. У Ребекки нет ничего, но девушка, этакая обаятельная пиранья, добивается всего, чего пожелает, любыми способами. Разумеется, Эмилия все потеряет, настрадается, а потом обретет счастье. Разумеется, Ребекка высоко поднимется, а затем упадет еще ниже, чем была. Оригинальный сюжет — точно не в числе достоинств викторианских романов. Тем не менее, роман стоит потраченного на него времени. И вот почему.

    Перед нами предстает галерея ярких персонажей, может быть, не слишком многогранных, но вполне достоверных. Автор не случайно вынес в заглавие «Роман без героя». Каждый персонаж, даже будто бы вполне положительный, — достойный скоморох на ярмарке тщеславия. С Ребеккой все ясно — злодейка хоть куда, но и Эмилию есть, в чем упрекнуть: например, в душевной слепоте, в сосредоточенности на собственных чувствах, пусть даже и весьма возвышенных.

    Больше всего в романе мне понравилась авторская интонация. Автор с первых строк предупреждает, что перед нами будет разыграно представление марионеток. И на протяжении всего повествования автор выдерживает дистанцию, потешается над персонажами, подтрунивает над самоуверенностью читателя и проч. Автор не воспринимает текст слишком серьезно, позволяет себе иронизировать и как бы играть в роман. В результате перед нами редкий викторианский роман, не напыщенный, а ироничный, в нем живительная сатира освежает затхлые общественные устои.

    В целом роман неплох, но требует к себе вдумчивого отношения. Такие книги не стоит читать на бегу, чтобы не раздражаться на медленное развитие сюжета, длинные отступления и чрезмерную детализацию.

    8
    339