Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Похвальное слово Глупости (аудиокнига MP3)

Эразм Роттердамский

  • Аватар пользователя
    Sandriya24 августа 2018 г.

    "Что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?"

    Ежели нет ничего нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью.

    Мой интерес к "Похвале глупости" изначально возник благодаря названию этой книги. Ведь если бы мне довелось стать автором заповедей - законно одно из первых мест заняла бы "Не сглупи!". Глупость для меня - один из самых страшных грехов человечества: как можно имея такие возможности мозга, обучения, технологий - не пользоваться ими?!..

    В моем понимании "ум" намного ближе к "мудрости", хранящей в себе и чувства, и интеллект в их эффективном соединении; выступающей средоточием чувствования, которое ведет к появлению у человека выводов и инсайтов. Поэтому выдвинутые Эразмом понимание глупости, как следования чувствам, а ума, как следования рассудку, - приемлемы для меня лишь в той самой авторской форме сатиры (будь Роттердамский серьезно настроен так, наши пути не сошлись бы:)).

    "Похвала глупости" - это замечательный образчик сатиристической прозы, где Эразм Роттердамский в шутку рассказывает от лица Глупости, как она прекрасна, бахвалится и занимается самолюбованием этого качества. Философ использовал прикладной характер Глупости, наградив (а, собственно, она и так присуща - поэтому подтвердив) ею все слои населения: от царских особ до богословов. Кстати, богословам автор и отдал большую часть произведения - поскольку на момент написания книги эта тема была наиболее актуальной. Вообще же голландец (г. Роттердам - отсюда и имя) в "Похвале глупости" очень близко познакомил читателя с самой этой категорией (Глупость представилась, не поскромничав, сообщив нам обо всех своих корнях вплоть до греческих богов: замешаны в ее рождении, как оказалось, очень многие (отец Плутос (богатство), мать Неотета (юность), нимфы Метэ и Апедия (опьянение, невоспитанность), не обошлось и без воспитания лестью (Филавтия), безумием (Анойя) и даже непробудным сном (Негретос Гипнос) и мн.др.)), описал нам практически все проявления этой дамы (и заметьте, все похвально сквозь скрытую, будто бы, насмешку). Потихоньку от расписывания достоинств глупцов Эразм перешел к упрекам в сторону мудрецов (все то же - через призму сатиры), которые несчастливы будто в отличие от дураков. Но - мудрец - не пессимист, мудрец - реалист, имеющий представление о том, что возможно всё и знающий каким образом можно этого достичь. И вот после волны нападок (помним о сатире) на мудрецов Роттердамского, как говорится, понесло - читатель ознакомился едва ли не со всеми существующими уже на момент написания произведения богословами - все намеки Эразма были столь прозрачны, что даже иногда удивляло, как не попал он в немилость благодаря своему острому, как лезвие, языку. Однако неудивительно, что именно в религиозных вопросах нашла свой расцвет Глупость - кто так же неумно, почти не скрыто, может и имеет власть обманывать людей, как не поп, священник, пастор, слышащий, будто, голос Самого Его? Прибавлю здесь маленькое собственное замечание - я знаю, что Бог (Высшая сила) существует, но Библию не считаю относящейся к нему - она написана людьми, а я слушаю в этом вопросе исключительно свою душу, через которую получаю божьи послания, но никак не равных мне существ:)

    Но вернусь к Глупости - чем больше хвалебных строк Эразма Роттердамского, посвященных ей, было прочитано - тем усиливалось чувство необоснованного бахвальства этой человеческой черты, правящей, к сожалению, в социуме. Ум и мудрость - это видеть, признавать и уметь жить с проблемами и горестями; глупость - это жить в иллюзиях, отрицая и вытесняя неприятное в окружающей реальности. Недаром говорят "простота - хуже воровста", глупости проще захватить не только "неокрепшие умы", а и умы мудрецов, нежели настоящему уму-мудрости. Глупости достаточно открытости; мудрости необходимо намного больше - комплекс готовности к разочарованиям, к обучению, умения учиться и признавать несовершенство мира и т.д., и т.п. Тем не менее, я продолжаю выбирать мудрость - я не ищу легких путей! А ты?

    37
    2,6K