Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лето, прощай

Рэй Брэдбери

  • Аватар пользователя
    Аноним24 августа 2018 г.

    Покажи мне хоть что-нибудь у Брэдбери, что мне не понравится...

    И крыша ни у кого не съедет, потому что такой вещи не существует в природе. Уже столько всего перепробовали, а не получается. Что-то нравится больше, что-то — чуть меньше.

    Конечно, я немного боялась открывать продолжение любимого всем сердцем "Вина из одуванчиков" , изданное с таким опозданием. Было как-то не по себе: что там опять Рэй начудил, да ещё как долго над этим корпел! Пятьдесят лет править роман — всё же не год-другой. Но мои опасения оказались беспочвенными.

    Атмосфера детства и лета сохранена и здесь, но всё же уже чувствуется дыхание осени. Дни тёплые, а ночи холодные, всеми исхоженный овраг становится ещё страшнее и привлекательнее, а битва за время и пространство — ожесточеннее. "Лето, прощай" действительно построен на контрасте — так резко поначалу противостоят друг другу дети с Дугласом Сполдингом во главе и старики с Квотермейном. Однако потом то ли благодаря речам дедушки Дугласа, то ли с течением времени конфликт сглаживается. Возникает такое примирение всего и вся с неизбежным движением вперёд, круговоротом жизни. Показателен и эпизод с часами, которые то ломают, то чинят.



    Мальчишек охватило благоговение, смешанное со страхом. У них на глазах машина отмщения, которую они считали поверженной, возвращалась к жизни. Причем с их же помощью. В слабом свете одной-единственной голой лампочки сторож взвел огромную пружину и отступил. Чрево гигантских часов заскрежетало, содрогнулось, как от колик, и мальчишки отпрянули.
    Часы начали тикать; до боя курантов оставалось всего ничего, и ребята, попятившись, выскочили гурьбой за порог и помчались вниз по лестнице: Дуг – замыкающим, Том – впереди всех.

    Часы как сама жизнь, это неумолимое чудовище, которое нельзя уничтожить. И если раньше никто не слышал их боя, после этого эпизода всё поменялось. Поколения в итоге всё равно приходят к согласию, обе стороны после войны якобы остаются при своих, а на самом деле становятся сторонами одной медали. Единственное, чего мне не хватило, — объёма! Серьёзно, хотелось растянуть удовольствие на несколько дней, и мне приходилось сдерживаться, чтобы не проглотить книгу целиком (не особо удалось). Но фрагментарностью книга и хороша — эпизоды как картинки в калейдоскопе, один ярче другого, и вся эта карусель увлекает тебя назад, в твоё детство, в мир, который теперь существует только в твоей голове, а ты думал, что он будет вечным.

    Читая "Лето, прощай", в принципе, как и "Вино из одуванчиков", чувствуешь себя стариком посварливей Квотермейна. Особенно учитывая то, что тебе два года до пожилого возраста:


    — И я все утро думал: может, и упираться не стоит, когда враги станут тащить меня к двадцати пяти годам. Двадцать пять – достойный пожилой возраст. Если не запретят мне рассекать на «бьюике» с красоткой женушкой, так я на них зла держать не буду. А дальше – ни-ни! Чтобы никаких детей! Пойдут дети – пиши пропало. Нет, мне бы шикарную тачку да красивую подружку – и на озеро, купаться. Эх! Так можно хоть тридцать лет кайфовать! Вот бы тридцать лет прожить двадцатипятилетним. А там – хоть трава не расти.

    После "Лето, прощай" хочется прыгнуть в какой-нибудь "бьюик" или зеленую машину (а почему нет?), если другого ничего нет, да укатить куда-нибудь подальше от всех этих взрослых проблем. Брэдбери всегда так мотивирующе пишет, соединяя жуткое и веселое, трагичное и романтичное, что в его книгах ощущается пульс самой жизни. И даже если она у тебя скучная, обязательно захочется насладиться ещё не сгинувшим в осени теплом и попробовать что-то новое или хорошо забытое старое. Идеальная книга для августа или сентября, да и хорошо поднимет настроение независимо от времени года.

    78
    2,4K