Рецензия на книгу
Тобол. Много званых
Алексей Иванов
Аноним24 августа 2018 г.Я помню свое впечатление от предыдущей прочитанной книги его авторства. ...Ну ничего общего! Вернее, общее - география сюжета. Да и все, в общем-то.
А здесь - я, честно, не знаю, что значит "роман-пеплум", я начинаю только подозревать, что это - то, что рвет твою душу на тысячи мелких осколков, то, что заставляет тебя дико переживать за людей, так далеко уже отстоящих от нас и нашего времени, но чьей души хватало и на заботы об отчизне, о благе ее, и как порой непросто было решить в те непростые петровские времена, что есть благо, а что зло, и с какой меркой подойти и к тому, и к другому.
Но автор меня поразил, и продолжал поражать на протяжении всей книги. Вдруг стало понятно, как мало мы знаем о тех районах, о целых краях необъятной нашей России-матушки. Что мы знаем о Сибири, хочу я вас спросить? Кроме того, что это было место ссылки в царское время да колоссальная комсомольская стройка в советское время? Да почти ничего.
И стоит поблагодарить автора за такое мощное полотно, что представилась возможность чуть получше узнать и понять этот суровый край, и откуда что взялось, ну и чем жилось народу в тех краях и в петровские и в допетровские времена. А уж встречая такие фамилии как Атласов и Хабаров - чем не возможность и свой мозг подключить к знанию своей истории?
И самое главное - не лекции нам с вами по истории России читает Алексей Иванов, а так задушевно говорит он с нами, что сердце трогает неимоверно и заставляет прорваться чему-то очень нужному и важному на поверхность нашей души, тому, что до той поры было скрыто втуне, а тут вырвалось наконец благодаря мастеру.
Как это порой удивительно и как важно, когда благодаря таким авторам и их книгам мы начинаем чувствовать гордость и за свою страну, и себя чувствовать исполином.
А сибирская тема вдруг навеяла воспоминание об очень любимой по молодости лет книге Ю.Сергеева "Становой хребет". Пусть действие там развивается спустя 200 лет после "Тобола", и несколько другие акценты поставлены, уж не говоря, что часть книги происходит на фоне советских будней 20-30-х годов, соответствующе оттеняя происходящее, но и до сих пор люблю почитать ее, невзирая на некоторую устарелость ее (советское время все ж наложило свой отпечаток).
Вообще российская действительность как триста лет назад поражала, так и сейчас. Вот перед нами сановный вор и мздоимец, вроде все ясно, так нет же - владеют им и помыслы о великом, сделать что-то для России своей, и как выясняется, не токмо для себя крадет он у государства, а и на прожекты по строительству Тобольска и прочих интересных затей, на что из казны денег не выпросишь.
И тут же остяки - как народность, так и люди в отдельности. Уж как их ущемляют и русские, и даже какие-то бухарцы и подо всех им приходится подлаживаться, и богов их лишают, и жизней. И вот, пожалуйста - вот князь их Панфила, и тут же девчонка остячка Айкони. Абсолютно разные устремления, да и философия их ох как отличается. Князь, хоть и остяцкий, все равно князь, и благородство свое не раз он подтверждает, хоть нет такой силы в нем. Айкони же - как истинный дух природы, олицетворение и верований их и исконных, выработанных веками обычаев и традиций, которые никому не дано истребить до конца.
А какая сцена нам показана в самом конце - неистребимый русский бунт (в миниатюре), зверем подымающийся и вгрызающийся во все на своем пути. Очень завораживающая картина. Да тут куда ни качнись, все завораживает, притягивает, и потрясает до глубины души!
181,8K